Действующее законодательство признает разносной торговлю по месту нахождения или пребывания потенциальных покупателей (в организациях, в транспорте, на дому или на улице) и без использования торговых объектов (стационарных или нестационарных). Но при этом порядок осуществления такой деятельности не определен.

Гайдар шагает впереди
Юридически торговля в России до сих пор регулируется указом «О свободе торговли», подготовленным вице-премьером Егором Гайдаром и подписанным Президентом России Борисом Ельциным в январе 1993 года. Упраздняя действующую тогда разрешительную систему, глава государства разрешил продавать практически всё и всем, в том числе не имеющим статуса индивидуального предпринимателя гражданам. В то же время торговля с рук, лотков, автомашин и пр. допускалась «в местах, отведенных органами исполнительной власти». Запрещалось продавать товары на проезжей части улиц, на станциях метрополитена, на вокзалах и в аэропортах, в пассажирских поездах, вблизи школ, детских садов и органов власти и управления.

Принятый в 2009 году Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» признал разносную торговлю в качестве одного из видов торговли, но не установил правила ее осуществления. В свою очередь, Правительство России обязало коммивояжеров иметь личную карточку с фотографией, сведениями о продавце, печатью организации (при ее наличии) и иными данными, а также запретило продавать с рук лекарственные препараты и медицинские товары, ювелирные изделия, записанные диски и кассеты, а также продовольствие (за исключением мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий).

Вместе с тем изданный четверть века назад указ не отменен и формально являлся единственным правовым актом, исключающим возможность использовать для торговли любые места. В частности, на основании этого документа в незаконной торговле были уличены жители Ленинградской области Зоя Лебедик, Дмитрий Мельников и Владимир Шатшнайдер. Прибывшая по вызову полиция задержала их в подъездах многоквартирных домов городов Сосновый Бор и Никольское: коммивояжеры пытались продать жильцам озонаторы «Триостат» и медицинские приборы. Поскольку эти дома не были включены в утвержденную муниципалами схему размещения объектов мелкорозничной торговли, на основании действующего в Ленинградской области закона продавцы приборов были привлечены к административной ответственности. «Разносная торговля является формой мелкорозничной торговли, места которой определяются органами местного самоуправления, она также должна была осуществляться в таких местах», – заключил суд, подтверждая законность наложенных санкций. Вышестоящие инстанции поддержали эти решения.

Свобода коммивояжера
Тогда как Конституционный суд России не согласился с такими выводами. Ведь действующий федеральный закон не предусматривает никаких ограничений на территорию осуществления розничной торговли. Поэтому на нее нельзя распространять утверждаемую органами местного самоуправления схему размещения нестационарных торговых объектов: «Иное истолкование и применение оспариваемых нормативных положений, по сути, порождало бы – вопреки Конституции России – возможность произвольного ограничения права на свободное использование своих способностей и имущества для занятия торговой деятельностью при отсутствии оснований, предусмотренных федеральным законом», – отмечается в определении Конституционного суда России.

Одновременно служители Фемиды фактически рекомендовали законодателям урегулировать разносную торговлю в целях «оптимизации согласования прав и законных интересов продавцов, покупателей и других лиц». Пока же коммивояжеры должны соблюдать законодательство о защите прав потребителей и иные действующие правовые акты.

Опасные гастроли
Выводы Конституционного суда России позволяют вести торговлю практически на любых свободных территориях. Даже действующие правила перевозки пассажиров железнодорожным транспортом не позволяют владельцам вагонов (ОАО «Российские железные дороги», «Федеральная пассажирская компания» и региональным операторам пригородных перевозок) ограничить работу продавцов в поездах.

Для осуществления такой деятельности зарегистрированному индивидуальному предпринимателю не надо получать никаких разрешений. Более того, разносная торговля освобождена от обязательного применения контрольно-кассовых машин. Перейдя на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД) или приобретя патент, продавец вправе даже не вести учет выручки, отчисляя в бюджет лишь фиксированные выплаты. Например, в Санкт-Петербурге единый налог с каждого торговца составит 1,2 тысячи рублей в месяц, патент в Москве – 13,5 тысячи рублей и так далее.

По мнению экспертов, предоставленные свободы могут привести к фактической легализации мошенничества. Ведь чаще всего подъезды и дворы используются для сбыта сомнительных товаров, в том числе «чудодейственных» медицинских приборов и озонаторов (именно их пытались продать доверчивым жителям Соснового бора и Никольского обратившиеся в Конституционный суд России коммивояжеры), выдаваемых за лекарства биологически активных добавок (БАДы) и других продуктов. Многие пожилые россияне стали жертвами продажи «суперионизаторов»: ряд фирм (например – ООО «Нано-Платинум» в Санкт-Петербурге) по базам данных обходили квартиры пенсионеров, в отсутствие трезвомыслящих родственников проводили тест водопроводной воды и сообщали о грозящей ее потребителю опасности. При отсутствии у испуганного жильца нужной суммы (порой требовалось несколько сотен тысяч рублей) мгновенно оформлялся кредит. С формальной точки зрения такие сделки были законными. Более того, продаваемые приборы относились к категории технически сложных и при отсутствии дефектов не подлежали возврату – осознав бессмысленность приобретения, пенсионеры и их близкие не могли расторгнуть сделку и вынуждены были платить по кредиту.

По законам рынка и совести
С другой стороны, методы прямых продаж (Direct Selling), в том числе на дому, широко используются во многих странах мира. Для предупреждения конфликтов с потребителями объединения работающих на таком рынке компаний устанавливают дополнительные требования к поведению продавцов. Существует Ассоциация прямых продаж и в России. Кодексом профессиональной этики этой организации, в частности, закреплено право покупателя в течение разумного времени (так называемого «периода охлаждения») отказаться от ошибочно приобретенного товара. Продавцам запрещено вводить потребителей в заблуждение, использовать иные недобросовестные методы и так далее. Более того, честный коммивояжер обязан удерживать покупателя от приобретения «необоснованно большого количества товаров».

Правда, все эти требования касаются только членов Ассоциации прямых продаж. В настоящее время в нее входят 15 различных организаций (в том числе одиозная «Гербалайф»). ООО «Нано-Платинум», многие иные продающие сомнительные «чудо-приборы» фирмы, равно как и индивидуальный предприниматель, от имени которого дома обходили квартиры обратившиеся в Конституционный суд России коммивояжеры, членами профессионального объединения не являются.

Урегулировать разносную торговлю планировалось и законодательно. Причем подготовленная при участии Министерства промышленности и торговли РФ концепция допускала использование такими продавцами легких конструкций, в том числе уличных холодильников (для мороженого и прохладительных напитков), лотков, пресс-стендов и иных. За право вести разносную торговлю предлагалось взимать плату, а органам местного самоуправления делегировалось в виде исключения определять зоны, где осуществление такой деятельности запрещалось по соображениям безопасности. Но пока эти проекты не реализованы.

Источник: АПИ

Related Post