Фантастической философской драме азербайджанского режиссера предсказывают успех на кинофестивалях.
Школьный учитель Аббас и его жена очень хотят ребенка. Но долгожданный сын так и не появляется на свет. Утратившие надежду люди живут под бременем своего горя, но встреча с мальчишкой-сиротой резко меняет все. Таков сюжет фильма «Красный сад», съемки которого на днях завершились в Азербайджане.
«Красный сад» относится к непростому жанру фантастической философской драмы. Как отмечает режиссер и сценарист фильма Мирбала Салимли, своей картиной он хотел напомнить людям о том, что мир, который находится на грани уничтожения, и все человечество в целом может спасти только любовь ко всему живому на земле.
«Красный сад» – это некое сакральное пространство, в котором реализуются наши желания. Однако вся сложность в том и заключается, что оказаться в этом саду дано лишь тем немногим, кто любит жизнь во всем ее многообразии, кто способен не просто возлюбить ближнего своего, но и быть ради него готовым на самопожертвование, – рассказывает режиссер. – Герой нашего фильма Аббас попадает в «Красный сад» только через постижение этой простой, но, увы, давно позабытой истины».
Особенностью этого проекта является еще и то, что он в буквальном смысле интернациональный. «Красный сад» – детище Азербайджанской государственной студия «Salnamə» и известной российской компании «ВайТ Медиа». Оператор-постановщик фильма – Максим Дроздов, получивший первый приз Венецианского фестиваля за «Бумажного солдата». Художник-постановщик – Владимир Трапезников, работавший с огромным количеством популярных в России телепостановок. Да и сам Мирбала Салимли – ученик выдающегося российского режиссера Алексея Германа. Главный режиссер Шекинского государственного драматического театра имени Сабита Рахмана, он одновременно является членом Гильдии режиссеров Российской Федерации. «Красный сад» – его первый художественный кинопроект, который стал возможен благодаря поддержке российского продюсера Тимура Вайнштейна – кстати, уроженца Баку. В одном из своих интервью он отмечал, что, учитывая талант режиссера, «Красный сад» может ждать большой успех на многих фестивалях.
Директор Центра российско-азербайджанской дружбы Наталья Красовская полагает, что это вполне реальный прогноз. Азербайджанское кино – неторопливое, очень целостное, обладающее способностью говорить на своем языке и в то же время быть безошибочно понятым – очень интересно ценителям искусства и в России, и за рубежом. В качестве примера она приводит «Умереть отмщенным. Письма из прошлого» Октая Мир-Касыма. «В год 70-летия Победы азербайджанский режиссер напоминает нам не только о страшных событиях войны – смертях, скитаниях, утрате родины – но и о милосердии и прощении. Когда они приходят в человеческое сердце – война заканчивается, – говорит Наталья Красовская. – Этот фильм неоднократно демонстрировался на специальных показах в России, в том числе в Москве. Он стал буквально откровением на фестивале «Киношок» и получил заслуженные награды: «Золотой минбар» на X Казанском международном фестивале мусульманского кино и спецприз жюри на фестивале патриотического кино «Волоколамский рубеж».
Азербайджанские фильмы – действительно частые гости на российских кинофорумах. Полнометражные или короткометражные, они всегда вызывают интерес у зрителей. Буквально в прошлом году на Независимом фестивале короткометражных фильмов «Шорты» Гран-При был удостоен фильм Эмиля Гулиева «Надежда». В этом году азербайджанские режиссеры вновь подали заявку на участие в «Шортах» – как и на фестиваль «Окно в Европу», где с 7 июля идет открытое интернет-голосование за лучшую короткометражку в рамках специального конкурса. Среди номинантов – «Я вернулся» азербайджанца Махира Джананова, снятый с участием молодых российских актеров и посвященный вечной теме духовной связи между поколениями.
Как отмечает руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев, участие азербайджанских кинематографистов в российских фестивалях, как и работа российских режиссеров и актеров в азербайджанском кино показывают тот уровень связей между народами, когда не существует никаких барьеров. «У нас одно прошлое и одна память, схожие проблемы и радости, одни и те же ценности – человечность, понимание, уважение, желание мира. Зрители видят это – потому что те, кто создавал фильмы, по сути дела говорили на одном языке между собой и с ними, вне зависимости от национальности или религии. Общие ценности – вот то, что объединяет нас», – говорит депутат.