В Летней психологической школе МГУ студенты и преподаватели исследовали, среди прочего, мультфильмы. Результатом чего стали Топ-лист и Стоп-лист анимационных лент и сериалов.

«Мел» публикует эти хит-парад и, соответственно, анти-хит-парад с комментарием студентки четвертого курса вуза Марии Егоровой, объяснившей, почему многострадальных «Машу и медведя» психфак МГУ не рекомендует показывать детям.

Дело в том, что «мультфильм транслирует ребенку определенные модели поведения, которые в дальнейшем будут бессознательно восприняты им как правильные или неправильные». И если ребенку симпатичен герой или героиня, он — логично! — будет стремиться ему подражать: «Чем больше обаяния и харизмы у персонажей мультика, тем большим влиянием они обладают». Вот здесь-то и таится главная опасность: «Если ребенок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения», — полагает эксперт.

Ну а что выделывает энергетически переполненная Маша (тут уж не до «политических подтекстов») — мы все выпукло видели буквально миллиарды раз.

Итак, мультфильмы, которые психфаковцы МГУ рекомендуют:
«101 далматинец»;
«Балто»;
«Винни-Пух» (советская версия 1969 года);
«Головоломка»;
«Дамбо»;
«Даша-путешественница»;
«Зверополис»;
«Король Лев»;
Серия про Кота Леопольда;
«Котенок по имени Гав»;
«Красавица и чудовище»;
«Леди и Бродяга»;
«Лило и Стич»;
«Малыш и Карлсон»;
«Малышарики»;
«Простоквашино»;
«Скуби-Ду»;
«Смешарики»;
«Фиксики»;
«Холодное сердце».

В свете вышесказанного некоторые позиции «чарта» видятся довольно спорными. Впрочем, второй список действительно довольно логичен (в контексте).
Стоп-лист:
«Школа монстров»;
«Губка Боб — Квадратные штаны»;
«Девочки из Эквестрии»;
«Сорвиголова Кик Бутовски»;
«Маша и Медведь»;
«Миньоны»;
«Свинка Пеппа»;
«Том и Джерри»;
«Финес и Фёрб».

Как пояснено, мультфильмы отобраны по следующим критериям:
Мотивационный — «мультфильм не должен побуждать ребенка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого»;
Ценностно-смысловой — «мультфильм должен формировать у ребенка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия»;
Эмоциональный — «мультфильм не должен вызывать у ребенка такие негативные чувства, как тревога или неуверенность в себе». То есть если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребенок, — «это вредный мультфильм»;
Познавательный — «мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности».

Конкретные примеры:

Оскароносная «Головоломка» учит не совершать поспешных поступков, стараться найти компромисс с близкими, учит, какими бывают и как проявляются базовые эмоции, учит тому, «что жизнь бывает не так уж проста, но в этом ее прелесть». Плюс — похвальная графика. Со «Свинкой Пеппой» все наоборот. «Герои нарисованы криво, что не способствует формированию эстетического вкуса у детей, персонажи шумны и наигранно радостны, их характеры уплощены и наивны, а еще они странно относятся друг к другу. Папа Свин, например, регулярно получает от дочери злые шутки про свой лишний вес, но на место маленькую наглую Пеппу не ставит». Полезен ли такой мультфильм ребенку? — риторически спрашивают психфаковцы.
Матерая идеологическая диверсантка Маша, по их мнению, тоже вся как облупленная: насмотревшись на ее проказы, «дети могут решить, что вседозволенность — вполне приемлемое поведение». Меж тем «родителям вряд ли хочется, чтобы их дочь сначала крушила все вокруг, а потом рыдала от вселенской несправедливости».

Источник: rg.ru

Похожие записи