28 мая в Большом зале Московской консерватории прошел концерт хоровой и оркестровой музыки. Выступал Академический хор Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова и симфонический оркестр Министерства обороны Российской Федерации с хоровым произведением С. В. Рахманинова «Всенощное бдение» и с вокальной симфонической поэмой Г. В. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина». Концерт оставил незабываемые позитивные эмоции, зрители аплодировали стоя и были благодарны за виртуозное исполнение классических произведений, что позволило прикоснуться к прекрасному миру музыкальной культуры.
Академический хор один из самых старых любительских коллективов в нашей стране, который существует уже почти 250 лет. Коллектив регулярно выступает в залах московской консерватории, ездит на гастроли как по России, так и по всему миру. Участники хора самые разные люди: сотрудники МГУ, студенты, выпускники, аспиранты, да и просто любители музыки. Руководит хором заслуженный работник культуры Российской Федерации и Заслуженный деятель искусств Дагестана, доцент Аскеров Мирза-Ага Сафтарович.
Главная государственная московская консерватория имени П. И. Чайковского известна не только в России, но и за рубежом. Одно из самых высших музыкальных учебных заведений появилось благодаря деятельности Н. Г. Рубинштейна, который открыл в здании будущей консерватории небольшое отделение Русского музыкального общества в 1860 году. Только в первый год работы Рубинштейн организовал профессиональный хор, симфонический оркестр, которые регулярно давали концерты, открыл общедоступные музыкальные классы. Одной из целей создания консерватории являлось организация высшего учебного музыкального заведения в Москве. И Рубинштейну удалось это осуществить: за 10 лет столица превратилась в мировой центр культуры.
На концерте коллектив исполнил два произведения русской классической музыки. Первое – «Всенощное бдение» С. В. Рахманинова, которое было написано в 1915 году. На тот момент на мировой арене разворачивались действия Первой Мировой войны, из-за которой у композитора прекратились гастроли за границу, сократились поездки по стране. Чутко переживая за судьбу своей Родины, Рахманинов обращается к старинным церковным хоровым напевам, самым началам русской музыкальной культуры. Вдохновение он находит в самой поэтической части Нового Завета, на слова которой будет написана вокальная композиция «Из Евангелия до Иоанна». Но Рахманинов не только заимствовал темы для своих сочинений из церковного обихода, но и сам создал свои уникальные мотивы. Гениальное использование разных тональностей хорового пения позволили произведениям обрести живость и самостоятельность. Музыка не являлась сухой стилизацией, а приобретала статус современного самостоятельного произведения. На публике «Всенощное бдение» завоевала огромный успех, но после Октябрьской революции 1917 года, вследствие которой происходила борьба со всеми религиозными проявлениями в стране, произведение было строжайше запрещено.
Второе музыкальное произведение, которое было исполнено на концерте принадлежит В. Г. Свиридову. Композитор признавался, что его любимым поэтом был Александр Блок. Но в 1955 году, знакомый Свиридова зачитывал стихи Сергея Есенина. Лирические образы природы и народный мотив сильно поразили композитора и вдохновили его на написание вокальной симфонической поэмы, которую он посвятит памяти Сергея Есенина. Произведение сыграло огромную роль в реабилитации поэта, который был долго запрещен в стране. Жизнь Есенина закончилась самоубийством. Власти не могли позволить распространиться информации о том, что в прекрасной, счастливой стране СССР, талантливейший поэт ушел из жизни по своей воле. Есенина исключили из школьной программы и перестали печатать, однако это не помешало возрождению популярности его творчества.
Композиция произведения делиться на девять частей – каждому стихотворению относится свой мотив. «Край ты мой заброшенный», «Поет зима», «В том краю, где желтая крапива», «За рекой горят огни купальные», «Матушка в купальницу», «Песнь о великом походе», «Я — последний поэт деревни», «Иорданская голубица» были написаны в разные года. Какие-то стихотворения были взяты частично, некоторым Свиридов поменял название, но все они без исключения передавали образ поэта со светлыми волосами цвета ржи, васильковыми глазами, легкой улыбкой и с необъятной любовью к Родине, к русскому народу. Помимо контрастных сочетаний звуков, произведение делиться на три раздела. Первый берет на себя мотив крестьянской Руси, второй описывает характерные русские пейзажи, а третий обозначает новую эру в истории страны.
На концерте каждый зритель ощущал, как переливаются голоса Академического хора, как звучат инструменты симфонического оркестра, которые невозможно передать через запись. На атмосферу концерта сильно повлиял дирижер Аскеров Мирза-Ага Сафтарович, который излучал энергию и оптимизм. На финальной части концерта все зрители встали со своих мест и аплодировали стоя, чтобы выразить уважение и благодарность за профессиональное, душевное и вдохновляющее исполнение произведений выдающихся отечественных композиторов.
Арина Ткаченко