Государство намерено вплотную заняться решением проблемы газификации сельских населённых пунктов.
Пока, по данным экспертов, этот показатель не превышает 50 процентов. Законопроект Правительства, который Госдума планирует принять до конца весенней сессии, предлагает возложить ответственность за газификацию на муниципалитеты. О том, поможет ли это обеспечить нуждающихся в дешёвом топливе, шёл разговор в пресс-центре «Парламентской газеты» 15 июня.
В программе забыли о государстве
«Газификация домовладений, в особенности сельских, предполагает новое качество жизни населения», — прогнозирует член Комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких.
В 2001 году была принята правительственная программа газификации сельских населённых пунктов. Согласно документу, к 2025 году газификация в России достигнет 85 процентов территории страны.
Летом прошлого года глава Газпрома Алексей Миллер докладывал президенту, что показатель газификации пока что достиг 67 процентов. Таким образом, программа к расчётному году может быть даже перевыполнена. Однако цифры — вещь лукавая.
Дело в том, что газификация по-газпромовски означает подведение магистральной трубы к границам населённого пункта. Дальше — зона ответственности региональных газоснабжающих компаний. Но они не спешат включаться в работу, пока не увидят коммерческой выгоды. «Близок локоток, да не укусишь», — вспоминается русская пословица. Для многих населённых пунктов в нашей стране ситуация с газификацией именно так и выглядит. Свидетельство тому — тысячи обращений от жителей во все инстанции, в том числе и к президенту.
«Мы долгие годы с нетерпением ждали, когда в нашу деревню придёт газ. Но велико было разочарование, когда мы узнали, что наша деревня не включена в реестр по газификации. В администрации сельсовета нам ответили, что газовики почему-то вычеркнули из этого списка нашу деревню. Даже не знаем почему к нам такая немилость, почему мы попали в опалу к газовикам. Ведь наша деревня не самая маленькая, не вымирающая, она не в глуши и не заброшена. Она живая, процветающая, наблюдается приток молодого населения», — пишут жители села Вязниковского района Владимирской области.
Впрочем, чтобы узнать об остроте газовой проблемы, ездить далеко от столицы вовсе необязательно. В Московской области из шести тысяч сельских населённых пунктов газифицировано менее трёх тысяч. За период с 2013 по 2017 год в регионе газифицировано всего 400 населённых пунктов.
Конечно, газ можно провести в свой дом, заключив в частном порядке договор с газоснабжающей компанией. Правила заключения такого договора прописаны в постановлении Правительства от 2013 года. Но тут возникает вопрос цены за подключение, а у региональных газовщиков они заоблачные.
«Друзья, подскажите, как быть? Построил дом в Новой Москве и решил подключить газ. Обратился в Мособолгаз и был в шоке — цена за подключение и составление технической документации составила 1 миллион 890 тысяч рублей!», — пишет на форуме житель Новой Москвы Николай Н.
Получается, что госпрограмма сама по себе, а реальность сама по себе.
«В государственной программе довольно плохо прописана роль самого государства. Многие региональные проекты по газификации не могут получить финансовой поддержки от Правительства. В итоге большая часть расходов покрывается Газпромом и региональными бюджетами», — заметил замдиректора Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев.
В Правительстве намерены исправить ситуацию и придать забуксовавшей газификации новый импульс. В Госдуму внесён законопроект, направленный на решение вопросов газификации посёлков.
«Суть документа в том, что газификация на внутрипоселковом уровне становится ответственностью муниципалитетов. Для этого расширяются их полномочия», — объяснил член Комитета Госдумы по энергетике Борис Гладких.
Муниципальные чиновники должны провести ревизию на территории, какие населённые пункты или объекты должны быть газифицированы, в какие сроки. Также они обязаны предоставить данные о прогнозируемых объёмах потребляемого газа (этот показатель крайне важен для Газпрома).
«Иными словами, в каждом муниципалитете должна появиться своя программа газификации», — отметил депутат.
Хорошо, конечно, что определена ответственность за подведение газа к домам, однако повлияет ли это на цену подключения для потребителя?
Эксперты сходятся во мнении, что прямого влияния на снижение цен закон окажет лишь в том случае, если работа муниципалитета позволит объединить жителей.
«Подключение для 250 домов, будет в разы дешевле, чем для 5-10. Разница — от 60 тысяч до трёх миллионов, если подключаться в одиночку. Объединяться необходимо, а то часто происходит так: пять человек в посёлке оплачивают подключение к газу, а остальные ждут, чтобы осуществить потом незаконные врезки», — констатировал заместитель начальника Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Наталия Пронина.
«Введение ответственности для муниципалитетов за газификацию на местах скажется положительно ещё и потому, что если будет установлено, что плата за газификацию данного населённого пункта превышает материальные возможности жителей, местные органы власти смогут ходатайствовать о том, чтобы газ в данный посёлок был проведён на бюджетные деньги», — подчеркнул Борис Гладких.
Депутат добавил, что бюджетные средства на газификацию предусмотрены, однако, по его мнению, муниципалитеты должны конкурировать за их получение.
И способом такой конкуренции станет создание местных программ газификации.
Труба должна быть государственной
«Так или иначе муниципалитетам придётся идти на переговоры с Газпромом и нетрудно догадаться в чью пользу они закончатся», — сказал член Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Александр Василенко.
По его мнению, данный законопроект — лишь первый шаг. За ним должны последовать более действенные меры со стороны государства. Одна из них — появление государственной трубы (уже не принадлежащей Газпрому), подключение к которой и, соответственно, его стоимость будут регулироваться государством.
«Кстати, ничего особенного изобретать не придётся, — считает Александр Василенко. — В нефтяной отрасли уже создан такой прецедент. Добываемая частными компаниями нефть течёт по трубе, которая принадлежит «Транснефти», а она — госкомпания».
Если у нас будет полная картина по населённым пунктам, можно будет рассчитать, где газификация может быть произведена за счёт попутного газа.
Возможны и другие варианты газификации. Например, использование попутного газа в регионах, где есть нефтедобыча. Сегодня попутный газ просто сгорает в факелах. Нефтедобывающие компании были бы не прочь отдавать его Газпрому, но цены монополии за допуск к трубе никого не устраивают. Сжечь дешевле.
«Если у нас будет полная картина по населённым пунктам, можно будет рассчитать, где газификация может быть произведена за счёт попутного газа. Осуществит её уже не Газпром, а альтернативный поставщик», — уверен Александр Василенко.
Он считает, что программу газификации на федеральном уровне позволит выполнить только огосударствление газопроводов и появление альтернативных поставщиков газа.
«И это произойдёт рано или поздно», — отметил депутат.