Когда у тебя есть дорогая машина, красивые вещи, дорогой дом и другие символы статуса, ты начинаешь ощущать, будто поднимаешься на уровень выше над теми, у кого всего этого нет.
Ты смотришь на соседа с более дешевой машиной и говоришь себе: «Это потому что я такой крутой и зарабатываю больше. Поэтому он нищеброд, а я богач».
Ты думаешь: «Сосед считает меня крутым, если у меня такая крутая машина». И мысль об этом греет душу и повышает самооценку. Если же у соседа машина круче, твоя самооценка наоборот падает и остается только один выход — при первой же возможности вернуть себе преимущество.
И речь ведь не только о машинах.
Каждый раз, когда у кого-то из твоего окружения будет что-то хуже, чем у тебя — к тебе будет возвращаться чувство королевского превосходства. И от этого зависит, насколько счастливым ты себя чувствуешь.
Шарль де Монтескье, писатель и философ, как-то сказал: «Если бы мы просто хотели быть счастливыми, достичь этого было бы легко; но мы хотим быть счастливее других людей, а это почти невозможно, поскольку нам всегда кажется, что другие счастливее нас».
В погоне за искусственным счастьем люди превращаются в наркоманов, любой ценой повышающих собственную ценность. Они покупают новые телефоны, дорогую одежду, часто меняют машины. Покупают дорогую мебель, чтобы с гордостью принимать гостей. Пользуются дорогими духами, чтобы подчеркнуть свой вкус и изысканность. Но так как все это стоит очень дорого, люди с пафосом — это зачастую люди с необъятными долгами.
В погоне за искусственным счастьем люди быстро садятся на кредитную иглу. Cамое страшное для них — опуститься до уровня тех, кого они считают ниже себя, и чтобы этого не случилось, они готовы платить любые деньги. А поддержание этого эфемерного статуса стоит очень дорого.
Если что-то не вписывается в статус, они всячески это скрывают. И напротив: то, что подчеркивает статус, всячески афишируется. Например, отдых в 5-звездочной гостинице будет обязательно упомянут во всех соцсетях, а про 3-звездочный отель тактично умолчат.
Жизнь таких людей превращается в обман. Они обманывают и других и себя. В основном себя. Они уверены, что действительно принадлежат к имитируемому статусу и всячески игнорируют тот факт, что данный статус — продукт долгов, за которые они будут расплачиваться всю жизнь.
В какой-то момент банки больше не дают денег, и источник радости и счастья иссякает. Тогда они впадают в глубокую депрессию. При этом винят во всех своих бедах те самые банки, правительство, тяжелую жизнь и работодателя, который редко повышает зарплату.
Единственный человек, которого они никогда не станут винить — самих себя. Ведь они всего лишь хотели быть «как все», хотели не упустить лучшие годы своей жизни, взять от жизни все. Разве могут они быть виноваты в своем плачевном экономическом итоге?
На таких людях и держится современная потребительская экономика.
На них ориентирована значительная часть рекламы. Огромная армия маркетологов гадает, какие еще придумать качества для продуктов, чтобы озабоченные созданием искусственного счастья люди бросились покупать их.
Огромное количество новых товаров выпускается, не потому что они лучше и нужнее прежних, а потому что они моднее, обладают новым дизайном или новыми выдуманными свойствами.
И большинство этих товаров покупается, чтобы в скором времени быть выброшенными, потому что им на смену уже выпускаются новые.
В результате, значительная часть мировой промышленности работает «на мусорное ведро», эфирное время тратится на рекламу предметов «искусственного счастья», а жертвы этой профанации вместо того, чтобы просто жить и радоваться, растить детей и покупать действительно полезные вещи — покупают огромные массы барахла, живут в состоянии постоянного стресса и залезают в неоплатные долги.
Anatolscha Klein
Источник: newsland.com