Эксперты полагают целесообразным шагом создание в Азербайджане отдельной структуры, которая могла бы выкупить проблемные активы других банков.
В частности, по мнению президента Ассоциации банков Азербайджана (АБА), председателя Наблюдательного совета Rabitabank Закира Нуриева, подобная организация могла бы способствовать снижению объема проблемных активов в банковском секторе страны и оптимизировать управление подобными ресурсами.
«Такая структура может действовать, как в формате Банка плохих активов, так и в иной форме. Достаточно хороший опыт управления проблемными активами обладает небанковская кредитная организация «Аграркредит». В разное время ей передавали «токсичные» активы банков и последний такой случай связан с Международным банком Азербайджана (МБА). В данном контексте допустимо развитие существующего опыта, а также внедрение нового формата. Эти меру можно реализовать в рамках программы по финансовому оздоровлению», — сообщил в четверг Trend Нуриев.
Крупнейшая НБКО страны «Аграркредит» действует с 2001 года, и тогда же, в начале 2000 годов ей впервые было поручено управление плохими активами . В частности, под управление НБКО были переданы проблемные кредиты и обязательства трех банков — «Сбербанка», «Промышленно-инвестиционного банка» и «Агропромышленного банка», и на базе их оздоровленных активов был создан «Объединенный универсальный акционерный банк» [ныне Kapital Bank].
Впоследствии, в 2015 году в рамках оздоровления МБА и подготовки его к приватизации, проблемные активы банка также были переданы под управление «Аграркредит». Взамен, под государственную гарантию были выпущены облигации на три миллиарда манатов с целью обеспечения МБА ликвидными средствами.
Тем не менее, в правительстве не видят необходимости превращать «Аграркредит» в агентство по управлению долгами или проблемными активами. Ранее министр финансов Самир Шарифов заявил, что НБКО занимается подобными вопросами только в соответствии с Указами главы государства. Тем самым, если в Азербайджане и будет создана структура, занимающаяся управлением проблемными активами, то она не будет создана на базе «Аграркредит».
Подобная структура может быть создана и при Азербайджанском фонде страхования вкладов (ADIF), аналогичная практика применяется во многих странах мира. Тем более, что ADIF имеет достаточный опыт управления проблемными активами.
Как сообщил Trend исполнительный директор ADIF Азад Джавадов фонд имеет отдельное подразделение, которое занимается плохими активами банков, где он выступает в роли ликвидатора. «Фонд страхования вкладов выступает ликвидатором во многих странах мира, в Азербайджане действует такая же практика. Когда ADIF перенимает средства закрывшегося банка, наряду с хорошими активами к нам переходят и плохие. С ними у нас работает отдельное подразделение», — сказал Джавадов.
За последнее время фонд уже выступил ликвидатором восьми банков [Texnikabank, Bank Of Azerbaijan, Dekabank, Parabank, Kredobank, Zaminbank, Atrabank, Кавказский банк развития], чьи лицензии были отозваны с начала 2016 года.
С целесообразностью создания Банка плохих активов согласен и директор по финансовым организациям международного рейтингового агентства Fitch Ratings Дмитрий Васильев.
«Банки не в состоянии самостоятельно произвести достаточное количество капитала для поглощения убытков от обесценения активов. В каком-то виде им понадобится поддержка от своих акционеров или от государства», — сказал в четверг Trend Васильев.
Одним из вариантов решения проблемы, эксперт считает выкуп проблемных активов Банком плохих активов. Тем не менее Васильев отметил, что другим решением может стать обычная докапитализация. «Банк плохих активов это просто механизм поддержки, ее можно оказывать и посредством простого вливания нового капитала в систему», — считает эксперт.
По данным Центрального банка Азербайджана, на первое июля 2016 года доля просроченных кредитов составляла 8,35 процента (1,5 миллиарда манатов). В 2015 году Азербайджан столкнулся с двумя девальвациями, в результате курс маната по отношению к доллару по сравнению с началом 2015 года удешевился почти на 100 процентов. В итоге девальвация привела к росту проблемных кредитов. По сравнению с январем 2015 года [показатель до первой девальвации] объем просроченных кредитов к июлю 2016 года вырос на 33 процента.
В Азербайджане действует 33 банка, включая два с государственным участием.
Источник: Admiral.News