Во всё большем числе стран добываемые нефть и газ, как и продукты их переработки, активно используются для роста производства и экспорта полиэфирных нитей и волокон, как и другой продукции высокого передела. 

Это обусловлено тенденциями внутреннего и мирового спроса на эту продукцию.

Как отмечалось на международном Химическом  форуме, состоявшемся на днях в Москве, означенные тенденции проявляются в Азербайджане, Туркменистане, Узбекистане, России, но пока они, по своим темпам, отстают от динамики развития нефтегазохимии во многих «дальнезарубежных» странах.

В своем выступлении на международном Химическом форуме в конце октября с.г. в Москве вице-президент «Союзлегпрома» Василий Гущин отметил, что «на базе  национальной нефтегазохимии, основанной на собственных ресурсах нефти и газа, продолжается рост производства и экспорта синтетических волокон и нитей в Канаде,  Саудовской Аравии, ОАЭ, ряде  стран Юго-Восточной Азии. Россия же  ввозит, в основном из стран Восточной Азии, свыше  65% объема потребления этой продукции, в  том числе до 90% — полиэфирных нитей.

Примечательно, что в структуре мирового потребления текстильных волокон на долю полиэфирной группы в 2014 году приходилось около 54%; в 2020 году этот показатель, по прогнозам, достигнет 57%, т.е. 66 млн. тонн.

В России за 2016-2020 гг. долю импортного химволокна — с учетом планируемого ввода в действие ПЭТФ-комплекса в Ивановском кластере — намечено сократить с 67% до 17%. За счет роста производства первичного химволокна до 50% от общего объема его внутреннего потребления».

Но  тетрафталевую кислоту  — основной компонент ПЭТФ-волокон — для упомянутого проекта  планируется импортировать из дальнего зарубежья.

По имеющимся экспертным оценкам, совокупная доля добываемых нефти и газа, направляемая на производство продуктов нефтегазохимии, включая химволокна, ныне составляет в странах региона Персидского Залива (включая Саудовскую Аравию) минимум 35%; в Канаде, Малайзии, Индонезии и Брунее — около 40%. В РФ  эта планка оценивается, самое большее,  в 25%; в других «нефтегазовых» странах СНГ данная планка превышает 25% (в том числе в Туркменистане — почти достигает 50%).

Тем временем, в химпром Азербайджана направляется всё более растущий объем нефтегазового сырья. Что ведёт к росту производства готовой несырьевой продукции. По статданным, объем производства химпродукции за январь-сентябрь 2015 г. в стране увеличился на 97,2% в сраврении с тем же периодом-2014: это рекордный показатель по экс-СССР.

Согласно статистическим данным, в январе-сентябре 2015 г. рост зафиксирован в производстве аргона – на 83,9% — до 169,2 тыс. кубометров, сульфата бария – на 20% — до 44,3 тыс. тонн, пропилена – на 1,7% — до 40,3 тыс. тонн, полиэтилена – на 5,2% — до 71,7 тыс. тонн, этилена – 5,2% — до 73,9 тыс. тонн, изопропилового спирта – на 50,7% — до 7,841 тыс. тонн. То есть,  налицо тенденция развития промышленного использования нефтегазового сырья в Азербайджане. Что характерно также для ряда «нефтегеазовых»  стран Центральной Азии, особенно для Туркменистана.

Если же в более широком контексте, «современная ценовая ситуация по нефти, скорее  всего, сохранится в ближайшей перспективе. Соответственно, экспорт сырья всё более негативно влияет на социально-экономическую ситуацию в «нефтегазовых» странах СНГ. В отличие от производства и экспорта продуктов глубокого передела этого сырья. Причем такие проблемы — общие и всё более актуальные для  всех «нефтегазовых» стран Содружества. В этой связи, может быть целесообразной совместная разработками и реализация этими странами межгосударственных программ-проектов, нацеленных на глубокую переработку нефтегазового сырья и на выход готовой продукции на мировой рынок.

Сотрудничество по такому направлению в СНГ  постепенно развивается (РФ и Белоруссия,  Азербайджан и РФ, РФ и Казахстан, Белоруссия и Казахстан). Но пока оно, в основном, фрагментарное и ещё не имеет долговременного системного характера.

В контексте  текущей  ценовой динамики на мировом нефтяном рынке, странам СНГ — крупным продуцентам-экспортерам нефти и газа, целесообразного разработать коллективную программу реагирования на означенную динамику, главным компонентом  которой могло бы стать совместное инвестирование  в проекты по увеличению производства и экспорта нефтегазохимической  продукции.

Эти проекты будут тем более востребованы ввиду высокой доли импорта из дальнего зарубежья, характерной  для большинства «нефтегазовых» стран СНГ  в потреблении товаров нефтегазохимии».  Такова оценка Тамары Сафоновой, гендиректора неазвисимого аналитического агентства нефтегазового сектора (НААНС-МЕДИА).

А.БАЛИЕВ, специально для РиА Вести

Похожие записи