Еще на заре истории человек начал отмечать различные необычные явления, которым не найдено наукой объяснения, это то, что называется в религии чудом. И в наше время нет недостатка в свидетелях, готовых подтвердить существование этих явлений.

На протяжении тысячелетий такие явления изучались, классифицировались, обобщались, анализировались религиозные способности человека. Практическим результатом всего этого стала наука РАДЖА-ЙОГА.

Раджа-йога не отрицает факты, только потому, что их трудно объяснить, напротив, она их изучает. Раджа-йога учит, что человек есть капелька в бесконечном океане знания и силы, который находится вне человечества. Человек обладает средствами для удовлетворения своих нужд, поэтому всякий раз, как исполняется желание, как приходит отклик на его молитву, они осуществляются из этой неисчерпаемой сокровищницы.
Нет ничего сверхъестественного, говорит последователь раджа-йоги, в природе есть лишь грубые явления и тонкие. Тонкие – причины, грубые – следствия. Грубые — легко воспринимаются органами чувств, тонкие – нет. Также, как и силы, действующие во внешнем мире, есть огрубленный вариант более тонких сил внутреннего мира.

Человек, который раскрыл свои внутренние силы и научился ими управлять, способен контролировать всю природу. Практика раджа-йоги помогает человеку усовершенствовать свои восприятия и овладеть тонкими и грубыми силами. Прогресс и цивилизация рода человеческого по сути означает управление природой.

Все системы восточной философии имеют одну цель – освобождение души через ее совершенствование. ЭТОТ МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕСТЬ ЙОГА. Йога есть наука, обучающая нас развивать восприятия тонких явлений природы и.управлять ими.

Необходимо специально и серьезно предупредить желающих освоить этот метод, что за редчайшими исключениями, йогой можно без риска заниматься только в непосредственном контакте с учителем. Если чтение сумеет в ком-то пробудить желание узнать побольше, то учитель непременно найдется.
Человек ищет истину хочет познать ее с помощью личного опыта. И только если он уловил истину, понял ее, пережил самой глубиной своего существа, только тогда исчезнут все сомнения, рассеется тьма и ясным станет то, что казалось запутанным.

«О, дети бессмертия, даже те, кто живет в высшей из сфер, путь найден, есть выход из этой тьмы, надо воспринять Того, кто превыше всякой тьмы, ибо нет иного пути». Так сказано в Ведах.

Прежде всего, наука раджа-йога дает нам способ наблюдать за нашим внутренним состоянием. Единственным нашим инструментом здесь служит ум. Сила внимания собранная в луч и направленная вовнутрь, помогает изучать ум и проливает свет на факты. Повернуть ум вовнутрь, не давая ему непрестанно обращаться во внешний мир, заставить его напрячь все силы, сосредоточить их на нем самом, с тем, чтобы он познал себя, — очень трудное дело. Но это единственный способ научного исследования. Этот способ именуется сосредоточением.
Сила человеческого ума не имеет пределов. Секрет в том, что чем сильнее сосредоточенность, тем острее ум.

Не нужен вопрос о том, кто вы христианин, атеист, иудей или буддист. Мы все люди и этого достаточно. Каждый человек имеет право и обладает силой стремиться к религии. Каждый человек имеет право спрашивать и сам отвечать на этот вопрос. Из этого следует, что не требуется особенной веры для изучения раджа-йоги.

Принцип раджа-йоги – не верьте ни во что, пока не убедитесь. Анализируйте факты. Отсутствие анализа знания или ситуации свидетельствует о неразвитости мышления.

Это очень древний подход. Поразительное явление – чем более современен комментатор йоги, чем больше нелепостей в его интерпретации, чем более древен автор, тем более он рационален.

Раджа-йога делится на восемь ступеней. Стремящийся должен последовательно пройти все. Попытка пропустить ступень останавливает развитие.

Первая ступень яма – неубийство, правдивость, непосягательство на чужое, воздержанность, неприятие подарков. Вторая – нияма – чистота, удовлетворенность, аскетизм, прилежание в обучении и придание себя воле Бога. Третья – асана – позы. (Эта ступень напоминает хатха-йогу, но в данном случае используются несколько упражнений для физического здоровья. Хатха-йога преследует долголетие и здоровье тела. Человек, ставящий своей целью долгожительство, — просто здоровее животное). Четвертая – пранайяма – контроль праны – это методика очищения нервов, контроль нервной силы. Пятая — пратьяхара – обуздание чувств. (Человек, умеющий соединять свой ум с органами чувств по собственной воле и отъединять его, овладел пратьяхарой. Он взял под контроль импульсы ума , высвободив его из суеты чувствований). Шестая – дхарана – способность удерживать ум в определенной точке. Седьмая – дхьяна — медитация. Восьмая – самадхи – сверхсознание.

Первые две ступени – развитие в человеке моральных навыков, составляющих ту основу, без которой невозможно изучение йоги.
Йог не может даже подумать о том, чтобы нанести кому бы то ни было урон мыслью, словом или действием. Милосердие йога должна охватывать весь мир.

Йога никому не вредна, но полезна всем. Йогу следует избегать крайностей. Серединный путь заповедан во всем.
Всякая душа потенциально божественна.

Цель в том, чтобы сделать явной внутреннюю Божественность, контролировать внутреннюю и внешнюю природу.
Добейтесь этого трудом, молитвой, психическим контролем или философией – одним из них, несколькими или всему вместе. И будьте свободны.
Вот и вся религия. Доктрины, догмы, ритуалы, книги, храмы и т.п. – все это вторично.

Свами Вивекананда

Похожие записи