Цифра 100 в последние годы стала особенно популярной среди политиков стран постсоветского пространства. О 100 днях деятельности дают населению отчеты президенты и премьеры, программы составляют на открытие 100 предприятий, представляют 100 сделанных за тот или иной период дел, перечисляют 100 собственных заслуг перед страной и обществом…

Магическая цифра 100 оказалась значительной и для премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который вначале отчитался перед согражданами о 100 днях своего правления после так называемой бархатной революции, а несколько дней назад представил обществу перечень тех 100 изменений, которые произошли в стране за период после его прихода к власти.

«100 фактов – далеко не предел, можно было привести и 200», – заявил при этом глава правительства Армении на посвященной его же отчету пресс-конференции. Что же конкретно записал Н. Пашинян в собственные заслуги? Попробуем по возможности вкратце и обобщенно представить 100 пунктов его пространного отчета.

В финансово-бюджетной сфере премьер обозначил перевыполнение доходов бюджета на 62 млн драмов вместо ранее заявленных 40 млн, что, по его подсчетам, увеличило бюджет на 129 тыс. долларов. По информации Н. Пашиняна, за период после «революции» правительство вернуло бизнесу 300 млн долларов ранее уплаченных им налогов, в том числе на 31 тыс. долларов (15 млн драмов) больше, чем в предыдущем году, было возвращено по линии НДС.

Правительство понизило цены на контрольно-кассовые аппараты, которые теперь выдаются представителям малого и среднего бизнеса за 60 тыс. драмов вместо прежних 160 тысяч. Приобрести их предприниматели могут в рассрочку, а с 1 ноября правительство будет безвозмездно выдавать и бесплатно обслуживать контрольно-кассовые аппараты в приграничных селах. В результате подобных изменений за период с мая прошлого года по май текущего было выпущено на 82 млн больше кассовых чеков, из тени выведено около 51 тыс. рабочих мест, что, по оценке премьера, свидетельствует об улучшении в стране бизнес-среды. В результате программы по сокращению госдолга правительства показатель госдолга по отношению к ВВП снизился на 2,3 процентных пункта, составив 51,4% от ВВП.

Среди собственных достижений в оборонной сфере премьер назвал обеспечение ряда боевых позиций промышленным электрическим током, водоснабжением, бытовой техникой. Существенно изменился рацион военнослужащих, в который были включены лаваш (армянский тонкий хлеб), подсолнечное масло, лук, картофель и томатная паста. Решением правительства в сезон солдатам будут выдавать помидоры и огурцы, а также обещают мед, свиной жир, чеснок, черный и красный перец, консервированный картофель, макароны и др. Исходя из представленного премьером перечня продуктов, невольно задаешься вопросом, а чем же кормили военнослужащих армянских частей до сих пор? Среди остальных достижений были названы обеспечение солдат срочной службы «качественным нижним бельем» и планы по улучшению верхней одежды и обуви военнослужащих. Премьер раскрыл и начатый Арменией процесс закупки многофункциональных истребителей, объяснив разглашение тайны тем, что «это уже известный факт».

Из достижений в социальной сфере Пашинян назвал повышение с 1 июля 2019 года зарплат 209 тысячам служащих и пенсий, которые «превысили порог продовольственной бедности», утроение единовременного пособия при рождении второго ребенка, которое отныне будет составлять эквивалент 310 долл. Такую же поддержку от государства с 2020 года получат отобранные правительством 100 тысяч жертв насилия в семье.

В банковской сфере Армении были приняты законодательные изменения, которые позволяют коммерческим банкам простить штрафы и пени по просроченным кредитам физических лиц. По информации Н. Пашиняна, благодаря данным изменениям за минувший год были прощены штрафы и пени 20 тыс. заемщиков на общую сумму около 11,5 млрд драмов (около 20 тыс. долларов).

Несколько пунктов своего отчета Н. Пашинян уделил сфере образования и науки, сообщив, что с 1 сентября этого года правительство планирует повысить зарплаты учителей, удвоить в сравнении с прошлым годом финансирование кружков роботостроения и инженерных лабораторий в общеобразовательных учебных заведениях, повысить размеры государственных компенсаций на обучение студентов в вузах. По мнению премьера, в результате деятельности правительства и проведенных в сфере образования реформ удалось добиться деполитизации школ и других учебных заведений, и во время проведенных за последний год выборов эти заведения и их работники не были вовлечены в избирательные процессы.

По информации Пашиняна, эти и другие позитивные изменения в финансовой и экономической сферах страны были отражены и в отчетах ведущих мировых рейтинговых агентств. В частности, международная организация Freedom House перевела Армению из категории «частично свободных стран» в разряд «свободных стран», журнал The Economist признал её страной года, а согласно докладу Всемирного банка Doing Business за 2019 год, Армения улучшила позиции среди стран-реформаторов, поднявшись в рейтинге с 47-го места на 41-е, а также зафиксировала прогресс на 13 пунктов в «индексе счастья».

С такими радужными и представленными большей частью в позитивном свете оценками главы армянского правительства не согласны армянские независимые эксперты, которые считают, что в нынешнем отчете Н. Пашиняна было больше обещаний и планов на будущее, чем реально сделанных дел.

По мнению эксперта Айка Халатяна, премьер оказался в плену своих обещаний, данных народу год назад, во время революционных событий, поэтому население ожидает от него больше, чем он мог дать, исходя из его же популистских заявлений.

«Многие факты свидетельствуют о том, что серьезных достижений в различных сферах жизни Армении пока нет, и я думаю, премьер-министру следовало привести в своем отчете меньше по количеству, но реально осуществленных и реально существующих фактов, более важных для страны, если он действительно хотел показать достигнутый за этот год прогресс», – заявил А. Халатян в беседе с корреспондентом «Ритма Евразии».

По его словам, сама пресс-конференция Н. Пашиняна с учетом названных им 100 фактов не оправдала тех целей, которые изначально ставила перед собой команда нынешнего премьера. «Больше всего ожиданий было относительно повышения зарплат военнослужащим и некоторым категориям бюджетников, но выяснилось, что этого повышения пока нет и планируется оно лишь летом и осенью текущего года. Поэтому весь отчет Н. Пашиняна – это скорее планы на будущее и ожидания, чем реально достигнутые, конкретные результаты», – отметил А. Халатян.

Скептически относится эксперт и к информации премьера о понижении размера внешнего долга, отмечая, что Армения планирует брать новые кредиты и новые внешние обязательства. «Суть в том, что внешний долг Армении и без того находится на пределе разрешенного законодательством максимального отношения к ВВП, поэтому в любом случае правительство и так ограничено в возможности получения новых кредитов. Поэтому оно планирует изменения в законодательстве, чтобы повысить этот порог», – пояснил А. Халатян.

По его же оценке, значительных изменений не видно и в социально-экономической сфере, особенно в деле притока инвестиций, а это самое главное, чего народ ожидал от команды Н. Пашиняна. «Особого прорыва в экономике нет, если сравнить темпы экономического роста с теми показателями, которые были до его прихода к власти. В начале 2018 года прирост ВВП составлял 10%, а в конце года оказался на уровне 5,2%. Пока Пашинян может объяснять это тем, что после таких кардинальных политических изменений в стране даже сам факт того, что экономика не ушла в минус и не было сокращения, уже может считаться плюсом. Но это объяснение долго действовать не будет, особенно если учесть завышенные ожидания общества, которые подогревались обещаниями и заявлениями самого премьера, сделанными в прошлом году», – отметил А. Халатян.

По его мнению, причиной снижения темпов экономического роста могла стать политика, которую правительство проводило и проводит в отношении предпринимателей, особенно представителей крупного бизнеса. В частности, против горнодобывающей компании «Лидиан Армения» возбуждено уголовное дело по обвинению в причинении государству ущерба на 18 млн драмов (около 37 тыс. долларов). Продолжается уголовное преследование в отношении самой крупной в Армении компании в сфере закупок и экспорта сельскохозяйственной продукции «Спайка». «Эти и другие дела свидетельствуют, что в отношениях властей с крупным бизнесом слишком много политики, и это настораживает как иностранных инвесторов, так и местных предпринимателей, ограничивает их экономическую активность и вложение инвестиций в экономику Армении», — считает А. Халатян.

По мнению эксперта, Н. Пашинян попал в западню собственных популистских заявлений и дал обещания, выполнение которых в условиях Армении с ее ограниченными ресурсами, наличием неразрешенного внешнего конфликта и трудностями с логистикой – дело достаточно сложное, а порой и недостижимое.

К слову, цифра 100, как мы отмечали в начале статьи, своего рода «магический знак» и «магическое число» не только для Никола Пашиняна. Очень любил в бытность у власти манипулировать этим числом экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, который тоже давал отчеты о 100 днях своей работы, открывал в стране 100 новых предприятий, ремонтировал 100 дорог, начинал 100 новых проектов… Не особенно отстали от Саакашвили в следовании традиции «магической сотни» его последователи из «Грузинской мечты».

Видимо, в западной идеологии, по пути которой идет Грузия и по которой, не исключено, попытается двигаться вперед Армения, сотня – определенный знак определенного достижения, своего рода пиар-трюк, который якобы доказывает народу, что тот или иной политик, та или иная политическая сила за тот или иной период времени действовала, существовала, работала не зря. Но гораздо важнее – реально сделанные дела. Правительство Н. Пашиняна выполнение своих обещаний народу по большому счету пока не доказало.

Инна МАРИНИНА

Источник: ritmeurasia.org

Похожие записи