Россия, Азербайджан и Иран подписали в Баку Декларацию о развитии транспортного коридора «Север-Юг». Согласно документу, стороны выразили готовность к сотрудничеству в области оценки и анализа инфраструктуры и транспортных возможностей для использования коридора в полной мере. Стороны заявили о готовности рассмотреть предложенные целевые показатели по реализации 30 млн тонн транзитных и двусторонних грузовых перевозок по территориям трех стран к 2030 году.
Международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг» был создан 12 сентября 2000 года в соответствии с соглашением, подписанным между Россией, Ираном и Индией. В последующие годы в этом проекте приняли участие еще 10 стран, в том числе Азербайджан. МТК призван сократить время перевозки грузов из Индии в Россию, а также в Северную и Западную Европу.
Более того, благодаря запуску данного проекта, Россия получает выход на Иран и страны Ближнего Востока, добираться до которых в настоящее время приходится Черное и Средиземное моря.
Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев предлагает не забывать о том, что вся каспийская транспортная сеть в меридианном направлении находится в тени Новроссийского транспортного узла.
«Подавляющая часть российской торговли с Ираном идет черноморским путем, а не каспийским. Поэтому, при относительном росте товарооборота РФ-Иран в первом полугодии до $2,7 млрд, оборот каспийских портов Ирана снизился почти на 20%», – рассказал Караваев Sputnik Азербайджан.
Эксперт напомнил, что буквально на днях вице-премьер Андрей Белоусов проводил совещание по развитию новороссийского узла, в ходе которого, среди прочего, обсуждалась «дорожная карта» Минтранса по организации регулярного паромного сообщения с Турцией и проект строительства универсального перевалочного комплекса на базе АО “НСРЗ” в порту Новороссийска.
По словам специалиста, российское правительство рассчитывает, что положительные эффекты от проектов расширения порта позволят увеличить объём прибытия и отправки грузов железнодорожным транспортом с 25,7 млн до 43 млн т в год.
«И все-же работа по развитию МТК «Север-Юг» будет идти нарастающим темпом, и встреча глав Минтраспорта РФ, Ирана, Азербайджана в Баку тому подтверждение, но нужно четко отдавать себе отчёт, что этот маршрут будет ещё долгое время иметь статус «дополнительного» рукава к основным черноморским грузопотокам», – подчеркнул Караваев.
Однако главный экономист Проектного блока Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) Евгений Винокуров считает, что главное преимущество данного МТК перед другими маршрутами – это значительное сокращение временных затрат на осуществление перевозок.
«Его запуск содействовал бы формированию макрорегиональной транспортно-логистической системы – евразийского транспортного каркаса, который послужит основой для развития торгового и инвестиционного партнёрства внутри Евразии», – выразил мнение Винокуров.
Он указал, что существует ряд факторов, способствующих успешному функционированию «Север–Юг». В их числе – активизация взаимодействия ЕАЭС с Индией, Ираном и другими странами Южной Азии и Персидского залива, наличие значительного потенциала сопряжения МТК с широтными транспортными маршрутами, ускорение процессов цифровизации и резкое усиление климатической повестки.
“Уникальное направление МТК “Север–Юг” создаёт возможности для стыковки с другими глобальными и региональными широтными транспортными коридорами, проходящими с востока на запад. В их числе евразийский коридор “Транссиб”, международный транспортный маршрут Европа–Западный Китай, коридоры № 5 и № 8 Организации сотрудничества железных дорог, Международный транспортный коридор “Европа–Кавказ–Азия”, “Лазуритовый транспортный коридор” и транспортные коридоры Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества”, – считает главный экономист ЕФСР.
Таким образом, продолжил он, запуск коридора содействует формированию макрорегиональной транспортно-логистической системы–евразийского транспортного каркаса. Сооружение данного каркаса служит основой для развития торгового и инвестиционного партнёрства внутри Евразии и позволяет учесть долгосрочные экономические интересы многих стран Евразийского континента, особенно не имеющих выхода к морю, пояснил экономист.
Источник: Sputnik