Новая структура Аппарата Правительства РФ напоминает «теневой кабинет», готовый прийти на смену настоящему в случае транзита власти. Но кто все эти люди, и почему премьер Михаил Мишустин может делать на них ставку?
Как передаёт корреспондент The Moscow Post, в конце прошлой недели были утверждены руководители новых структурных подразделений Аппарата Правительства РФ. Событие это для многих прошло незамеченным, а зря. Новую структуру Аппарата, как и её руководство, вскоре наверняка можно будет считать теневым кабинетом премьер-министра РФ Михаила Мишустина.
Последнего давно называют возможным преемником на пост высшего руководителя страны. Или, по крайней мере, Мишустина могут убеждать, что он может таковым стать. А то, что в аппаратной борьбе за пост премьер-министра он обошел и Медведева, и Собянина, наверняка придаёт ему уверенность. Новый же состав аппарата правительства выглядит «теневым кабинетом», готовым в случае транзита власти занять министерские посты в Кабинете настоящем. Кажется, назначенные им люди в новой структуре Аппарата либо никак не проявили себя, либо, что еще хуже, вполне могут оказаться лоббистами и сомнительными управленцами с коррупционным душком.
Ожидаемо, главой аппарата правительства остался заместитель Михаила Мишустина в Кабмине, Дмитрий Григоренко. Последнего прочат на роль или будущего главы правительства, или, как минимум, руководящего функционера Администрации президента.
Это полностью человек Михаила Мишустина — он же был его замом в период руководства Федеральной налоговой службой. То есть человек верный, проверенный. Таким же считается Михаил Оверчук, который, впрочем, пост в Аппарате не получил — стал вице-премьером Кабмина по вопросам ЕАЭС. Его аналитики называют «запасным кадровым вариантом».
В ФНС Григоренко отвечал за модернизацию налоговых органов и интерактивные сервисы, координировал взаимодействие ФНС со всеми госорганами, работу центрального аппарата ФНС. То есть простор для коррупции просто огромный.
Слухачи называли его чуть ли не грозой малого бизнеса. В 2019 году Григоренко бодро отчитывался о сокращении числа «фирм-однодневок» — с 1,5 млн. в 2013 году до 150 тыс. в 2019 году. Информация об этом есть на сайте налоговой. Только, по слухам, сокращение произошло вовсе не «однодневок», а самых обычных малых организаций и предприятий, которых могли просто задавить налоговыми проверками.
Новые-старые лица российской бюрократии
Главными же новыми лицами в команде Мишустина стали главы департаментов здравоохранения и социального развития Правительства. Первым назначили Игоря Каграманяна, ранее работавшего замом министра здравоохранения Михаила Мурашко. Второй пост достался экс-главе департамента здравоохранения и социального развития Сергею Вельмяйкину.
Оба успели отметиться в знаковых скандалах. Каграманян, например, ранее был главой департамента здравоохранения Ярославской области. Как раз в те годы, как писал «Лайф», удивительный взлет в получении государственных заказов в этом регионе получил скандальный бизнесмен Алексей Репик и его компания «Р-Фарм».
Как утверждают авторы сайта «Русское Агентство Новостей», якобы олигарх Репик – агент Госдепа, и засветился на ВИП-площадке приёма президента США. Это похоже на обычный «вброс», но поговаривают, что такие бизнесмены как Алексей Репин могут напрямую «есть с рук» транснациональных компаний, и лоббировать их интересы в России.
Уже после господин Каграманян стал заместителем министра здравоохранения РФ, а Репика стали называть одним из королей российского госзаказа. Возразить этому трудно — сейчас у «Р-Фарма» портфель госзаказов на 383 млрд (!) рублей. Из них 81 млрд рублей — от Минздрава России. Если предположить, что Каграманян мог лоббировать «Р-Фарм» тогда, чем он займется в ранге министра?
Что же касается Сергея Вельмяйкина, то его переместили из одного департамента в другой — с возможным прицелом в будущем занять пост министра социального развития. Прошлый департамент, где он работал, упразднили.
В своё время он был первым заместителем Министра труда и социальной защиты РФ. Широкой общественности он известен очень слабо, нигде толком себя не проявил. Единственное, что о нем знает широкая публика — то, что он один из авторов известного антитабачного закона. Закон этот положительно сказался на здоровье населения — это плюс. Правда, поговаривают, что Вельмяйкин мог просто «продвинуть» решение одного бизнес-лобби против другого. Обычно подобные вещи делаются не без цели получить личную выгоду.
Департамент регионального развития возглавил Василий Анохин, работавший заместителем руководителя секретариата вице-премьера Марата Хуснуллина. Здесь, собственно, даже не нужно гадать — это наверняка компромиссная фигура от Хуснуллина, которого некоторые склоны считать уже влиятельней даже Сергея Собянина. Сегодня все строительные процессы в стране так или иначе завязаны на Хуснуллина, и свой человек в Аппарате ему просто необходим.
Про то, что Хуснуллин мог благоприятствовать якобы не чужим для себя строительным компаниям еще в ранге вице-мэра Москвы, слухи ходят давно. Никаких доказательств этому представлено не было. Зато, как писали PASMI, бывший вице-мэр Москвы пользуется незадекларированной недвижимостью стоимостью около миллиарда рублей в «Серебряном Бору» на северо-западе Москвы.
А что, если поискать незадекларированную недвижимость у его бывшего руководителя секретариата Анохина? С таким бэкграундом самостоятельной фигурой он будет вряд ли.
Василий Анохин – человек Марата Хуснуллина?
Департаментом строительства будет руководить Максим Степанов, ранее занимавший пост директора Департамента регионального развития и инфраструктуры Правительства. И тоже, как утверждают авторы сайта «За-Строй.рф», якобы «птенец гнезда» Хуснуллина. Именно этот юный и никому особо неизвестный чиновник сопровождал вице-премьера Хуснуллина в Госдуме при обсуждении законопроекта о комплексном развитии территорий. Навязанная фигура, «засланный казачок» Хуснуллина в Аппарате Мишустина?
Директором Департамента сопровождения законопроектной деятельности и нормативно-правового регулирования Аппарата стал Павел Степанов, ранее возглавлявший Департамент сопровождения законопроектной деятельности Правительства.
Его эксперты называют тихим, исполнительным и послушным бюрократом, по сути, говорящей (пишущей) «головой», обеспечивающей нормативно-правовое сопровождение любых «авантюр», затеянных заинтересованными лицами из команды Мишустина. Не зря еще в октябре 2020 года Мишустин назначил его и.о. полпреда Правительства в Госдуме и Совете Федерации.
В должности директора Департамента транспорта утверждён ранее занимавший должность статс-секретаря – заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Мещеряков. Что такое РЖД, и во сколько обходятся её «хотелки» российскому бюджету — дополнительно пояснять не надо. Нетрудно предположить, что в возможном теневом, а затем и настоящем Кабмине Мещеряков будет представлять интересы крупных транспортных монополий.
В августе 2019 года стало известно, что из РЖД могли быть произведены хищения на сумму около 300 млрд рублей (!). Об этом писало издание «Вгудок». Речь шла, конечно, о нашумевшем деле, в котором фигурировали бывшие совладельцы ГК «1520» Борис Ушерович, Валерий Маркелов и молдавский политик Ренато Усатый.
Если хищения были на самом деле, то они могли происходить они как раз тогда, когда замом гендиректора РЖД был Мещеряков. Еще одна «достойная» кандидатура в «теневой кабинет» Мишустина? Например, на пост министра транспорта.
Анатолий Мещеряков так хорошо потрудился в РЖД, что теперь может претендовать на пост министра транспорта?
Оставшиеся должности не носят такой важности, однако все-равно примечательны. Сводно-аналитическим управлением Правительства будет руководить Александр Буряк. Также человек из ФНС Мишустина, где был заместителем начальника Аналитического управления.
Тут мнения разделились. Кто-о считает мотивом его назначения профессионализм и исполнительность, кто-то — якобы имевшую место готовность «брать под козырек» всё, что скажут, и выдавать только «правильную» аналитику. Чем не будущий возможный глава Федеральной службы Госстатистики (Росстат)?
Резюмируя вышесказанное, похоже, что команда Мишустина и те, то за может за ней стоять из башен Кремля, готовятся к транзиту власти в 2021 году. Стартовать он может с выборов в Госдуму, а продолжится после уже к 2024 году. Но сани готовят летом, и нынешний состав Аппарата Мишустина, похоже, «точится» именно под это. Насколько оправданны могут быть «вбросы» про Мишустина-преемника, и эффективен ли будет такой кабинет — судите сами.
Владислав Опарышев
Источник: http://www.moscow-post.su/