Сегодня уже можно с полной уверенностью констатировать, что те принципы так называемой европейской свободы и демократии, за которые когда-то проливали кровь и умирали европейцы, а позднее страдали в тюрьмах правозащитники, оказались просто-напросто ширмой для создания режимов, которые нельзя назвать иначе как тоталитарные. Причем если в странах Западной Европы эту ширму еще как-то пытаются сохранить, то в постсоветских республиках, декларирующих «европейский путь развития», этим уже даже не особенно заморачиваются. Что характерно, те западные страны, которые причисляют себя к «развитым демократиям», также не особенно обращают внимание на тоталитарные замашки прибалтийских лимитрофов, а уж режим, действующий сегодня в Киеве, вообще пользуется их открытой поддержкой.

Точно так же «прогрессивное западное сообщество» закрывает глаза и на процессы, происходящие в Молдове, где после избрания президентом Майи Санду и победы на парламентских выборах проевропейской партии «Действие и солидарность» (ПДС) резко активизировались процессы наступления на демократические свободы граждан страны.

В первую очередь следует упомянуть о том, что, начиная с 2021 года, когда ПДС сформировала парламентское большинство и правительство, в Молдове действует режим Чрезвычайной ситуации, который законодательно предусматривает ограничение ряда прав и свобод, а также упрощенный порядок принятия властью некоторых решений. Поначалу введение такого режима обосновывалось пандемией коронавируса, затем – тяжелым положением в энергетике, которое, кстати, было спровоцировано рядом абсолютно некомпетентных решений самого правительства ПДС. Ну а с началом Специальной военной операции ВС Российской Федерации на территории Украины режим Чрезвычайной ситуации постоянно продлевается парламентским большинством практически без объяснений. При этом Молдова является единственной страной, граничащей с Украиной, где введен подобный режим.

В декабре 2022 года в Молдове было приостановлено вещание сразу 6 оппозиционных телеканалов, критиковавших действующую власть. При этом срок запрета на вещание был обусловлен именно действием режима Чрезвычайной ситуации. Учитывая постоянное продление режима ЧС парламентским большинством, фактически запрет на вещание стал постоянным.

Введение режима ЧС также помогло властям справиться с массовыми протестами, которые начались после резкого ухудшения экономической ситуации, вызванной бездарной управленческой политикой правительства ПДС. При этом власти использовали абсолютно тоталитарные методы противодействия протестующим: в нарушение Конституции страны запрещалось проведение митингов на центральной площади Кишинева, в дни проведения массовых акций протеста полиция незаконно препятствовала проезду граждан из районов страны в столицу.

Однако протестный потенциал погасить не удалось, и тогда действующая власть пошла на беспрецедентные репрессии в отношении оппозиционной партии «Шор». Под предлогом незаконного финансирования было инициировано абсолютно незаконное дело о запрете этого политформирования. Начать проверку конституционности партии «Шор» правительство потребовало еще в ноябре 2022 г. Ее обвиняли в получении финансирования из-за рубежа, чем она, мол, «ставила под угрозу суверенитет и независимость Молдовы». Вскоре после запроса Конституционного суда Венецианская комиссия предупредила, что объявление партии неконституционной может означать вмешательство в право на свободу объединения.

Спусковым крючком для этого решения послужили оппозиционные демонстрации 21 мая, организованные партией «Шор» в противовес проевропейским митингам властей. Массовость оппозиционных демонстраций в небольших городках напугала правящие силы. В них партия «Шор» показала себя достаточно серьезным противником, и официальный Кишинев таким образом решил выбросить её из политики.

В итоге 19 июня Конституционный суд Молдавии признал оппозиционную пророссийскую партию «Шор» неконституционной. После вступления вердикта КС в силу фракция «Шор» в парламенте будет распущена, ее депутаты сохранят свои мандаты, но должны будут действовать как независимые.

«Власть ПДС сегодня официально стала тоталитарной, уничтожающей оппозиционные силы. Это становится очевидным для всё большего числа людей. И отныне их судьбу легко предсказать — эта партия станет жертвой собственного прецедента. Тот, кто убивает демократию, будет удалён с политической сцены», — так прокомментировал запрет партии «Шор» экс-президент Молдовы Игорь Додон.

Но одного запрета молдавским «евроинтеграторам» показалось мало, и в парламенте Молдовы был принят законопроект, предусматривающий лишение права участвовать в выборах в качестве кандидатов на выборные должности на срок от 3 до 5 лет всем представителям запрещенной партии. При этом никого не смутило, что данный законопроект открыто и явно противоречит статье 38 Конституции РМ, где сказано: право быть избранным гарантируется гражданам Республики Молдова, имеющим право избирать, в соответствии с законом.

Тоталитарные методы вводятся в Молдове не только в отношении оппозиционных политических партий, но и против рядовых граждан. Именно для этого правящей партией инициирован законопроект, предоставляющий расширенные полномочия молдавской спецслужбе СИБ. Служба информации и безопасности (СИБ) может получить право проводить специальные розыскные мероприятия без участия следственных органов и без открытия уголовного дела. Новый закон позволяет СИБ производить специальные розыскные мероприятия: слежку, перехват корреспонденции, прослушку и т. п. не в рамках следствия по уголовному делу, а в рамках «специального дела», а фактически – по простому подозрению. Вести такие дела и собирать информацию будет СИБ, подчиняющаяся напрямую М. Санду.

Кроме этого, в стране уже практически введена настоящая цензура, которую будет осуществлять создаваемый специально для этого центр по борьбе с дезинформацией StratCom. Создание этого центра является инициативой президента Санду и содержит в себе две серьезные угрозы: возможность наказывать за высказанное мнение в социальных сетях и доступ к персональным данным человека без запроса соответствующего мандата судьи.

«В документе указано, что они (центр по борьбе с дезинформацией. – Ред.) имеют право сотрудничать с соцсетями. Это означает, что вы написали что-то, например, в Facebook, даже не под своим именем. Они обратились к Facebook, нашли вас и наказали за ваше мнение. Т. е. впервые в Молдове через этот центр будет совершена попытка взять под контроль интернет-пространство, а именно соцсети. В законе очень четко указаны соцсети», – сообщил политический аналитик Роман Михаеш.

Вторая опасность, которую таит в себе этот закон, принятый парламентским большинством, по словам политолога, заключается в том, что он наделяет работников центра правом получать персональные данные гражданина Молдовы без запроса разрешения судьи. Эксперт напомнил, что подобное положение изначально содержал и закон о СИБ, но после того, как документ был направлен в Венецианскую комиссию, этот пункт исключили. «Они будут запрашивать персональные данные без мандата судьи. Это очень опасно, с моей точки зрения, потому что таким образом, будет введена цензура», – констатирует политолог.

Сегодня в Молдове отчетливо проявляются первичные признаки формирования действующей властью тоталитарной модели управления государством. В первую очередь это устойчивая идеология, в качестве которой власть устанавливает «европейскую интеграцию», и страх населения – всё как у Джорджа Оруэлла в его «1984». При этом даже протесты против тяжелого экономического положения рассматриваются как подрывная антигосударственная деятельность, а в качестве внешнего врага упорно продвигается образ Российской Федерации.

Этот момент добавляет происходящему в Молдове еще больше сходства с процессами, происходящими на соседней Украине, где также закрывались оппозиционные телеканалы и запрещались политические партии. Именно поэтому происходящее сегодня в РМ с тревогой воспринимается как прелюдия к тому, что происходит на Украине сегодня и что может точно так же положить конец существованию независимой Молдовы и молдавской государственности в принципе.

Источник: https://www.ritmeurasia.org/

Похожие записи