Деятельность по присмотру и уходу за детьми с организацией их досуга не является образовательной и может осуществляться без получения лицензии. К такому выводу 6 декабря пришел Верховный суд России.
Конфликт разгорелся вокруг детского развивающего центра «Апельсин», организованного индивидуальным предпринимателем из города Выкса Нижегородской области Татьяной Красновой. В группах кратковременного пребывания детей (мини-саду) нанятые ей профессиональные педагоги проводили занятия по музыке, конструированию, физкультуре, рисованию, действиям с предметами, развитию речи, лепке и другим предметам. Оплата со стороны родителей предусматривала также присмотр и уход за вверенным центру ребенком.
Прокуратура усмотрела в работе мини-сада нарушение закона – Татьяна Краснова не имела лицензии на ведение образовательной деятельности. Через социальные сети проверяющие узнали об обучении детей танцам и английскому языку, а также о тематических группах и творческих мастерских «малыш и малыш», «кроха», «малыш дизайнер», «цветные ладошки», «наши умнички», «знайка» и иных. В них, в частности, проводилась подготовка к школе, в том числе развитие лексико-грамматических конструкций (обогащение активного словаря по лексическим темам, умение грамматически правильно оформлять речь), обучение грамоте (знакомство с графическим образом буквы, звуками родного языка, подготовка руки к письму, «печатание» букв, далее – слов и предложений, чтение) и так далее. Прокуратура пришла к выводу, что в центре без соответствующей лицензии проводился образовательный процесс по программам и методикам дошкольного образования, разработанным в соответствии с государственным стандартом.
Однако арбитражный суд не признал деятельность индивидуального предпринимателя образовательной: «Факт проведения с детьми занятий в форме организации игровой деятельности, рисования, чтения, письма также свидетельствует об осуществлении в указанном выше центре деятельности по досугу и социальной адаптации детей, а не образовательных функций, поскольку результатом таких занятий не может являться систематизированное приобретение ребенком тех или иных навыков по определенной образовательной программе», – констатировал суд. В свою очередь, осуществление мероприятий и организация досуга детей не относятся к лицензируемым видам деятельности.
Президиум Верховного суда России включил такие выводы в де-факто обязательный для всех служителей Фемиды обзор практики применения административных санкций к участникам рынка.
Отметим, что до сих пор детские центры и иные учреждения, подобные созданному Татьяной Красновой, чаще всего привлекались к ответственности за отсутствие лицензий. Так, тот же Арбитражный суд Нижегородской области наложил штраф в 40 тысяч рублей на частное учреждение досуга и развития «Детский центр Зайцева». Образовательную деятельность усмотрели в обучении подопечных английскому языку и программе занятий «Кубики Зайцева». Санкции были применены и к созданному предпринимателем Светланой Машаевой детскому клубу развития ребенка «БЕБИ КЛУБ», в котором проводятся занятия в танцевальной группе, программе «Мама+Малыш» и других. Отсутствие лицензии у петербургского индивидуального предпринимателя Екатерины Литвиненко позволило Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка расторгнуть договор и потребовать возврата выделенной из городской казны субсидии в размере 400 тысяч рублей.
Источник: АПИ