В одном тюркском эпосе говорится: «Однажды, идя по базару, султан натыкается на лавку, где продаются ковры. Взгляд его останавливается на одном ковре. Он интересуется тем, кто его ткал и местом пребывания этого мастера. Продавец отвечает, что его соткала молодая девушка, к дому которой он может проводить султана. Когда они приходят в этот дом, султан спрашивает у родителей девушки, соткавшей ковер: «Зачем вы разлучили дочь с ее любимым?» Родители удивленно спросили султана: «Это была семейная тайна, кто вам об этом рассказал? Ведь, кроме нас и дочери, об этом никто не знал». Тогда султан ответил: «Я узнал это от ковра, сотканного вашей дочерью. Каждый узелок, каждый узор его говорит о тоске разлученных сердец, взывает о помощи»…, передает РиА Вести со ссылкой на news.day.az.
С древних времен азербайджанский ковер, воплотивший в себя все разнообразие кавказской природы, является своеобразным хранителем и источником информации, где каждый символ играет свою роль, и если вы сможете его расшифровать, он готов побеседовать с вами и раскрыть свои тайны.
Прекрасные ковровые изделия, созданные руками азербайджанских мастериц, украшают такие крупнейшие музеи мира, как Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Лувр в Париже, Топкапы в Стамбуле, музей Виктории и Альберта в Лондоне, Музей текстиля в Вашингтоне, Музей азербайджанского ковра и Музей истории Азербайджана в Баку.
Тайна узелков
Особенностью азербайджанского коврового орнамента является использование изображения растительных, зооморфных, антропоморфных и абстрактно-геометрических форм. Глава компании «Азер-Илмя», профессор Видади Мурадов рассказал о наиболее распространенных узорах на коврах и расшифровал значение многих из них.
«Дамга» (клеймо). Чаще всего этот элемент использовался как символ семьи, племени, рода. «Клеймо» должно расцениваться как личная печать каждого ковра и ткача, как их опознавательный знак.
«Стрела» — один из широко распространенных элементов азербайджанских ковров. Часто встречается в качестве вспомогательного элемента. Ткется в средних и маленьких размерах, в самых разных цветовых оттенках и в комплексе нескольких элементов. Как правило, этот заполняющий, выступающий в качестве украшения элемент ткачи расценивают как символ направленности энергии, желания к какой-то цели.
Существует легенда о хранимом в Лувре Ширванском ковре, сотканном в красном и черном цветах. Суть в том, что ткавшая этот ковер женщина изображала на нем свою жизнь. Когда она довела работу до середины красными нитками, у нее внезапно скончался муж, лишь спустя несколько лет женщина продолжила работу уже черными нитками, передав этим свое горе.
«Амулет» — изображения разного цвета, как правило, треугольной формы, украшенные узором ладанки-оберега, считаются, в основном, вспомогательным элементом. По народному поверью, этот элемент является оберегом, защищает от дурного глаза, злых умыслов сам ковер, создавшего его ткача, семью, которой он подарен, и дом, где ковер находится.
«Бута» — считается формой украшения, относится к периоду зороастризма. Чаще всего используется в бакинских, гянджинских, ардебильских, тебризских, нахчыванских, сальянских коврах. Бута была широко распространена в декоративном и декоративно-прикладном искусстве стран Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Бута бывает разных видов: «бала бута», «хямли бута», «балалы бута», «эвли бута», «гошаарвадлы бута», «чыгга бута», «лелек-бута», «кюсюлю бута», «говушан бута», «язылы бута» и др.
Конечно же, встречается в узорах азербайджанских ковров и исламская символика. Например, как рассказал Видади Мурадов, «Дараг» (расческа). Элементы «дараг», реалистические по форме и размерам, расположенные на коврах «Намазлыг», с правой и левой сторон от «мехраба», вместе с такими элементами, как «четки», «посуда для воды», воспринимались как атрибуты чистоты. Но есть в орнаменте ковров элементы в форме расчески, также называемые «дараг», которые используются как элемент украшения, как заполняющий элемент.
«Свастика» (в переводе с санскрита — приветствие, пожелание удачи, благоденствие) восходит к религиозным воззрениям, символ представлений человека о мире, о четырех стихиях (огонь, вода, земля, воздух), движении Солнца, смене времен года, в целом, о переменах в жизни, круговращении в природе.
Как отметил Видади муаллим, птицы — частые «гости» на азербайджанском ковре. В наших коврах из птиц предпочтение отдавалось изображениям соловья, павлина, голубя, попугая, удода, воробья, орла, фазана, перепелки, при этом иногда образ птицы передавался через изображение крыльев, клюва, когтей.
«Орел» — олицетворение мощи и достоинства, символ неба и здоровой жизни, встречается в дворцовых «тебризских» коврах.
«Товуз гушу» (павлин) — символизирует огонь, по некоторым источникам ассоциируется с солнечным божеством. Кроме того считалось, что «павлиний глаз» мог предохранять от надвигающейся беды.
«Шанапипик» (удод) — этот узор был взят из легенды, где девушку во время купания увидел ее свекор, и красавица была так смущена, что попросила у Всевышнего превратить ее в птицу. Девушка стала удодом в тот момент, когда расчесывала волосы. Так у удода появился «гребешок».
«Голубая птица или Симург» — изображается как символ победы добра над злом, присутствует в карабахских коврах «Хатаи», изображения этой мифической птицы часто украшают внешнюю кайму молитвенных ковров.
В исторической азербайджанской области Гёйчя существовал интересный обычай: семья молодого человека посылала к девушке сватов, и если получала положительный ответ, то жених должен был расстелить ковер с определенным орнаментом в прихожей дома будущей невесты, чтобы каждый приходящий гость знал, что скоро ожидается свадьба.
Среди зооморфных символов изображения барана и козла являются отголосками традиционного жизненного уклада азербайджанских тюрков, отметил глава «Азер-Илмя». При этом технические возможности и габариты ковров не позволяли поместить изображение животных целиком, поэтому овцы и бараны передавались через S-образный элемент, напоминающий форму рогов.
«Бараний рог» — символы хозяйственной жизни народа, плодородия, изобилия, а выражение «гоч кими» выступает в значении бесстрашия, непреклонности и т.д.
«Дракон» — мифическое существо, у древнейших предков некоторых восточных народов считался тотемом. Дракон — величественный, властный, борющийся образ. В мифологических представлениях азербайджанцев он был известен как символ изобилия, а также хранитель дома, семьи, рода.
«Двухголовый, четырехногий зверь» — такого рода изображения расшифровываются как символ пополнения рода и здоровое потомство. Ткач использовал этот элемент сознательно, создавал интересную импровизацию, изображая в комплексном плане именно на попоне для лошади изображение самца и самки, а также их детеныша.
Из растительных мотивов в декоре ковров наиболее широко используются изображения розы, нарцисса, гвоздики, мака, тюльпана, листьев фруктовых деревьев, цветков граната, айвы, алычи, а также колосьев и листьев различной формы.
«Листок» — этот элемент на ковре выступает и как самостоятельный, и как вспомогательный элемент. Он характерен для всех ковров, имеющих композицию, основанную на растительных мотивах.
«Гранат» — символизирует чудо природы, способное расти на мелководных и соленых почвах.
«Колос» — олицетворяет природу, изобилие и достаток в мире, плодородную почву.
«Древо жизни» — воплощает в себе воду, развитие семьи, рода, племени, в целом, объединений, основанных на генеалогическом единстве. Исследователи характеризуют это как символ жизни после смерти, символ потустороннего мира и поколений, канувших в вечность.
«Цветок» — это элемент, изображаемый во всех произведениях искусства, в том числе и в коврах, выступает в качестве символа красоты, любви, дружбы, мира.
«Звезда» считается символом ума, удачи и счастливой жизни, не случайно, выражение «улдузу парлады» (его звезда засверкала) означает наступление счастливой, спокойной жизни. Существовала традиция дарить молодым семьям ковры, на которых имелись изображения звезд.
В старину в Борчалы в честь изготовления ковров устраивались специальные церемонии, но у этого дела был свой секрет — на смотрины нового ковра, созданного чистотой помыслов ткущих их людей, нельзя было прийти нечистым, при этом чистыми должны были быть не только тело, но и желания. В противном случае в этом доме могло случиться несчастье.
Ковер — дело тонкое
Ковер вбирает в себя желания и чувства того, кто его ткал, передавая нам хранимые тайны из глубины веков, считает президент Ассоциации «Мир ковра» Фатима Агамирзаева.
В беседе с нами Фатима ханум рассказала много интересного. «У меня была очень жизнерадостная ученица, и у нее получались невероятно красочные и пестрые ковры, другая же моя ковроткачиха имела сильную способность передавать всю прелесть природы на коврах, но у нее был меланхоличный характер, и сотканные ею ковры содержали в себе печальный мотив».
Если в далеком прошлом некоторые символические изображения несли в себе определенный смысл, со временем первоначальное значение орнамента полностью забывалось, и данный элемент превращался в художественное изображение.
Ассоциация «Мир ковра» находится в городе Губа, а, как известно, этот край имеет древние традиции ковроткачества.
По словам собеседницы, являющийся одним из древних композиций Губы Алпанский орнамент содержит глубокий смысл: в большинстве случаев в нем отражены водные элементы: рыба, лягушка, водяная змея, черепаха, улитка, несущие в себе отпечаток древней легенды, связанной с культом воды на этой территории. Священное отношение к воде здесь проявляется в захоронении в деревне Алпан шейха Мовлани Джалал ад-Дина (выдающегося персидского поэта-суфия), названного деревенскими жителями «субаба» (водный дед), в названиях сел Сусай (Вода в достатке), Субатан (Вода исчезающая) и Низобаде (Низовая).
Интересен исторический факт: когда Тамерлан вторгся в Ардебиль, шейхи приняли его как врага. Перед ним выстлали желтый ковер с орнаментами «зидди инсан» (противоречивый человек) и поставили молочный плов. Поняв подтекст, он ушел из города, так и не собрав дани.
«Нами было обнаружено 4 вида одного и того же ковра с куфическими надписями (ранняя исламская письменность — Ред.). В первом надпись сохранилась, во втором наполовину стерлась, в третьем и четвертом же она полностью превратилась в узор» — рассказывает Фатима Агамирзаева. — Часто моя мама говорила, что есть ковры, которые нельзя ткать дома, они могут принести несчастье. В ковры «олюмлюк» заворачивали тела погибших, в них была заложена определенная кодировка, такой ковер нельзя было дарить или держать дома. Известны также случаи, когда во время пожара все сгорало, а ковер оставался целым, что само собой является чудом».
Волшебный ковер
Фатима ханум рассказала об одном необыкновенном случае, которым мы хотим с вами поделиться.
Был такой случай, когда во время работы художника на ковре случайно образовалось слово «Аллах». Сначала в ассоциации этого не заметили, но однажды к ним пришел гость и, рассмотрев узор, подтвердил это.
Во время обследования необычного ковра на нем обнаружились слова «счастье», «судьба».
«Этот ковер, не отличающийся особенной красотой, обладал невероятно положительной энергетикой, можно сказать, что именно он нам принес первый успех. Вскоре наши девочки обнаружили, что та девушка, которая садилась на этот ковер, в скором времени выходила замуж. И позже девушки, смущаясь, просили меня разрешить им посидеть на этом ковре, как будто это чудо, вобравшее в себя божественные слова, было тайным ключом, посланным Богом для обретения счастья»…
Вот такой он, азербайджанский ковер, — древний, волшебный, полный символов и тайн. Можно изучать его годами и все равно находить что-то незнакомое, раскрывая все новые и новые загадки.
Азербайджанский ковер — это наша история, наша культура, наши корни. Познавая секреты ковровых узелков, мы познаем и себя…
Тамилла Мамедова