В третий раз в Москве с огромным успехом прошел фестиваль литовских фильмов.
Уютный и гостеприимный зал кинотеатра «Иллюзион» еле вмещал всех желающих, которые хотели ближе познакомиться, как с современным литовским кинематографом, так и вспомнить прекрасные литовские фильмы, ставшие сегодня классикой, снятые еще во времена, когда Литва была в составе нашей общей страны. За годы, когда Литва стала независимым государством, литовское кино обрело новое лицо, свой, присущий этой стране, почерк. И московскому зрителю, интересующемуся кинематографом, представилась прекрасная возможность лучше узнать культуру и особенности литовского кино, замечательных литовских режиссеров, их направление и своеобразную эстетику.
Открывая «Дни литовского кино в Москве» Чрезвычайный и полномочный Посол Литовской республики в РФ Ремигиюс Мотузас заметил, что первый фестиваль, который проводился в Москве два года назад, был, как бы, «пробой пера», второй, означал, что, уже что-то получилось, но нужно было удостовериться в этом еще раз. А, проведение фестиваля в третий раз подтвердило то, что литовское кино интересно российским зрителям, что есть на него спрос и желание смотреть его.
Выступивший перед зрителями Генеральный директор Госфильмофонда Николай Бородачев заверил всех, что литовские киноленты советских времен бережно хранятся в Госфильмофонде, и мы всегда, сказал он, готовы показать любую кинокартину. Обращаясь к собравшимся кинокритик Евгений Марголит, отметил, что, несмотря на определенные разногласия политиков наших стран, искусство всегда было выше политики. Это то, что всегда сближало народы, и российский зритель рад познакомиться с современным литовским кинематографом, который сегодня, несмотря на определенные трудности, успешно возрождается и обретает своё неповторимое лицо.
В день открытия фестиваля зрителям были показаны раритетная хроника оператора Йонаса К. Милюса «Литва в 1929 году», документальный фильм Робертаса Вербы «Мир мне представляется большой симфонией», рассказывающий о жизни и творчестве великого литовского сына – величайшего художника, композитора, поэта и философа Микалоюса Чюрлёниса, 140-летний юбилей которого с большим успехом был недавно отмечен всей культурной общественностью; а также предпремьерный показ художественного фильма Альгимантаса Пуйпы «Сад Эдема». Фильм, снятый по одноименному роману Янины Сурвилайте, рассказывает историю пожилых людей, живущих в элитном пансионате для престарелых. Здесь собрались сливки общества, вынужденные в силу сложившихся обстоятельств, провести последние дни своей жизни под присмотром сиделок и обслуживающего персонала. Зрители знакомятся с разными персонажами, населяющими этот пансионат, их судьбами, жизненной философией. Каждый из них по своему переживают свои невзгоды и радости…
Картина начинается с того, что Линда Норкус (Виктория Куодите), оставшись вдовой, устраивается на работу в пансионат, где знакомится с его постояльцами, в том числе, с известным в прошлом психотерапевтом Бениамином Шальтисом (Юозас Будрайтис). Их частые беседы о вечных вопросах жизни, которые волнуют психотерапевта, становятся своего рода квинтесенцией идеи фильма, её основной фабулой. Фильм об одиночестве, о жизни и смерти, которые пронизывают весь фильм. И, несмотря на то, что в фильме часто встречаются сцены, вызывающие улыбку и даже смех, смешно от этого не становится. Это, как бы, смех сквозь слёзы. Сад Эдема лишает зрителя всяческих иллюзий. Фильм заканчивается двумя сценами: смертью психотерапевта и бракосочетанием «освободившегося от пут пансионата» полковника, постояльца пансионата, и его медсестры. Но всё это, всего лишь определенная фантасмагория, которая еще раз подчеркивает полную безысходность и неизбежность смерти. Фильм заставляет зрителя задуматься о жизни, о бренности бытия, о человеческом достоинстве, о том, что нужно жить, радоваться сегодняшнему дню, бережно относиться друг к другу и делать добро.
Альгимантас Пуйпа, по-прежнему остается приверженцем авторского кино, соединяющего в себе психологию и тончайшую поэтизацию мира, которые изображает в своих лучших картинах. Не исключением стал и представленный на фестивале фильм. И, несмотря на то, что картина в титрах обозначена по жанру, как «драма, комедия, фэнтези», думается, это более всего – драма. Да и сам режиссер Альгимантас Пуйпа признался зрителям после просмотра картины, что сначала он собирался снять легкий фильм с множеством шуток и просто смешных ситуаций, но, в итоге получилась, скорее, экзистенциальная драма, а не комедия. А еще главной целью режиссера было – собрать всех прекрасных, старых актеров, которые в настоящее время почти не снимаются, и дать им возможность блеснуть своим талантом, где каждый выступит со своим характером, своей историей, творческим подходом к изображению своих героев, с чем, кстати, все они блестяще справились.
В фильме играет целое созвездие прекрасных актеров: Юозас Будрайтис, Виктория Куодите, Вайда Майнелите, Витаускас Паукште, Гражина Баландите, Видас Петкявичус, Алдона Йодкайте, Повилас Станкус, Повилас Гайдис и др. А замечательная музыка композитора Кипраса Машанаускаса добавляет всему фильму особый шарм и определенное настроение.
Совсем другого плана была, представленная картина «Лето Сангайле» молодого режиссера Аланте Кавайте, рассказывающая о подростковой влюбленности двух девушек, сосредоточенных на вопросах тела, пола и сексуальности. Главная героиня 17-летняя девушка Сангайле (Юлия Степонайтите) увлекается спортивными самолётами. Она мечтает о небе и полетах, но, в то же время, боится высоты. Однажды, на аэрошоу, который проходил недалеко от виллы её родителей на берегу озера, она встречает девушку своего возраста. Сангайле доверяет Аусте (Айсте Диржюте) свой большой секрет, и находит в своей подростковой любви единственного человека, который поддерживает её увлечение. Их знакомство помогает Сангайле найти в себе силы в преодолении своего страха и воплотить свою мечту. Но, проходит время, и пути подруг расходятся, чтобы встретиться совсем уже в другом качестве…
Фильм получил многочисленные призы и награды на фестивалях независимого кино «Сандес», на XII кинофестивале «Балтийские дебюты», номинировался на Гран-при в Программе «Мировое кино» и др.
Незабываемое впечатление оставила после просмотра современная философская драма молодого литовского режиссера Ричардаса Марцинкуса «По пути», рассказывающая о талантливом и популярном некогда, но ныне забытом, певце Панкасе (Мантас Янкавичус). Алкоголь и наркотики привели его к нищете, и теперь он выступает в домах культуры маленьких литовских городков и деревень. После очередного концерта в опьянении он проводит ночь за кулисами, а утром открыв глаза, видит рядом сидящую маленькую девочку, которая говорит, что она его дочь. Эта встреча переворачивает всю его жизнь. Вместе они отправляются в дорогу, которая навсегда изменит их судьбы, и заставит по-новому оценить жизнь…
Фильм убедительно раскрывает внутренний мир героя, его размышления, поиски себя, и, в конечном итоге, приводит к переосмыслению всей своей жизни и нравственному возрождению. Несмотря на драматическое начало, фильм удивительно трогательный, светлый и пронзительный, оставляющий надежду героям на счастливую жизнь…
Хочется особо отметить замечательный дуэт главных героев фильма, известного молодого актера и певца Мантаса Янкавичуса, с огромным темпераментом и харизмой сыгравшего роль певца, его нравственное возрождение, и, совсем юной, обаятельной актрисы Джессики Виенажиндите, убедительно сыгравшей роль Герды.
На протяжении всех пяти дней зрителям было показано всего 10 художественных и 6 документальных фильмов, снятых в разные годы на Литовской киностудии, а также ретроспективная программа. Помимо показа лучших современных фильмов, о которых было сказано выше, зрители познакомились также с программой отреставрированных документальных фильмов видных литовских кинорежиссеров. И с огромным удовольствием и ностальгией москвичи посмотрели ретроспективу фильмов с участием замечательного, всеми любимого актера Донатаса Баниониса, к большому сожалению, недавно ушедшего от нас. Были представлены фильмы «Гойя, или тяжкий пусть познания» Конрада Вольфа, «Бегство мистера Мак-Кинли» Михаила Швейцера, «Солярис» Андрея Тарковского, «Бетховен. Две жизни» Хорста Земана, «Андрюс» Алгирдаса Араминаса, «Маленький принц» Арунаса Жебрюнаса и «Маленькие наши грехи» Генрикаса Шаблявичюса. Так что, зрители в полной мере могли насладиться великолепной игрой великого Мастера и с теплотой и благодарностью почтить его память.
На фестивале в эти дни зрители имели возможность встретиться с некоторыми создателями и участниками фильмов, с молодой актрисой Айсте Диржюте, исполнившей одну из главных ролей в картине «Лето Сангайле», режиссерами Альгимантасом Пуйпой и оператором Викторасом Радзявичюсом, пообщаться с ними, задать им вопросы и получить ответы из первых уст.
Фестиваль литовских фильмов с успехом завершился в Москве и передал эстафету северной столице, Санкт-Петербургу, где он проходит в эти дни.
Фаина Зименкова, специально для РиА Вести