На днях один из выставочных залов Дальневосточного художественного музея заполонили вазы и горшки всевозможных форм и размеров, украшенные разнообразным орнаментом. Здесь открылась персональная выставка известного хабаровского художника Шахназара Шахназарова — восьмая в его творческой жизни и четвертая в этих стенах.

Название вернисажа «Жемчужина Приамурья» скорее аллегорическое — его драгоценность составляют экспонаты из обычной глины. Но смысл не в материале, а в предметах, из него сотворенных. Большее значение имеет топоним в названии, который отсылает нас во времена первых жителей нашего региона — коллекция керамики создана по мотивам старинных артефактов приамурских аборигенов.

Шахназар приехал из родного Азербайджана на Дальний Восток более тридцати лет назад по распределению на комсомольскую стройку и уже здесь понял, что тянущееся еще с детства стремление к созданию красоты своими руками требует профессионального выражения. Закончил худграф хабаровского пединститута, получил членский билет Союза художников России и вскоре почти полностью сосредоточился на керамике — не пренебрегая, впрочем, живописью и другими профессиональными техниками.

Он давно стал одним из самых известных керамистов Хабаровска, но, по утверждению самого Шахназара, нынешний его проект уникален не только в масштабах страны, что естественно — вряд ли кто-либо в других регионах увлекается дальневосточными мотивами в творчестве, но и в пределах Приамурья. Конечно же, многие местные художники так или иначе вплетают отголоски амурских артефактов в свои произведения, лепят сувениры для туристов, но это отнюдь не полноценные копии, скорее просто настроение, придающее замыслу современного художника национальный колорит.

По мнению Шахназарова, причина в том, что дальневосточники, в том числе художники, почти не знакомы с культурным наследием населявших регион древних народов.

Собранию из более чем трехсот сосудов и малых скульптурных форм, составивших «Жемчужину Приамурья», предшествовало около четырех лет — когда Шахназар Шахназаров стал художником-скульптором в отделе экспериментальной археологии краеведческого музея имени Н. И. Гродекова. Именно тогда он впервые попал в закрытые от посетителей фонды, где нашел богатую коллекцию археологических находок, которые и послужили основой для авторского проекта.

- Я не делаю копии, а трансформирую то, что увидел, в своих работах, получаю информацию и перерабатываю ее как художник, - рассказывает автор.

Еще Иван Репин говорил, что, чтобы стать художником, нужен один процент таланта и 99% усердия. Именно упорство, целеустремленность, трудолюбие помогли Шахназару сделать такой большой шаг к достижению его главной цели — создание уникального и узнаваемого образа хабаровской керамики. Всё в этих произведениях: форма, орнамент и уникальный дальневосточный колорит — подчинено и выражают эту цель.

- Неправильно, что из такого богатого культурой Хабаровского края туристы увозят лишь китайские тарелки с наклеенными на них видовыми фотографиями, - сокрушается художник. - Еще никто не выставлял столько традиционной керамики сразу. Поэзию стилистики древних народов видит не каждый. Яркие образы современности становятся здесь помехой, отвлекая внимание художников от классики. Считаю, что я, как звено в культуре, обязан думать о художественном наследии, обогатить его и передать людям.

Шахназаров специально не продает ни одной работы из «Жемчужины Приамурья», зарабатывая на жизнь другими проектами. Ждет, что найдется кто-то — официальная организация или частный инвестор, кто сможет сохранить коллекцию целиком — как для современников, так и для потомков.

Для большей зрелищности оформления выставки музейные сотрудники предложили Шахназару декорировать стены зала многочисленными панно, сделанными в авторской технике в прошлые годы. Картины на плитке вызывают не меньший интерес, чем гончарные главные герои вернисажа. Среди разнообразных мотивов — цветочных, абстрактных, философских — встречаются и этнические. Например, серия керамических панно «Три грации», где Шахназар обыграл образ знаменитой Приамурской Венеры, вдохновляющей многих местных художников.

Сейчас Шахназаров обдумывает продолжение гончарного проекта — создание сувениров по мотивам дальневосточной флоры и фауны. Признается, что в этой работе — сохранение и в некоторой степени популяризация региональной культуры — ему нередко встречались крупные сложности. Достаточно сказать, что он — единственный в городе обладатель членского билета СХ РФ, которому профессиональная организация не предоставила творческую мастерскую. Но он никогда не опускал руки. Особенно приятно осознавать, что столь горячим патриотом хабаровской земли является человек, чья родина находится за многие сотни километров от Амура.

Елена РОМАНОВА, фото автора
Источник: Тихоокеанская Звезда

 

 

Похожие записи