В начале ноября в Москве состоялся концерт лауреата I премии Международного конкурса «Романсиада» Натальи Кирилловой

Самым красивым местом в московском Кремле является Соборная площадь. Со всех сторон ее окружают старинные русские соборы – Успенский, Архангельский, Благовещенский, Колокольня Ивана Великого, при правлении которого началось это строительство… А всего более полувека построен здесь Государственный Кремлевский дворец. История и современность соседствуют за кремлевской стеной, построенной в конце 15 столетия итальянскими архитекторами на манер крепостей Вероны и Милана — так же, как русские песни роднятся по мелодичности с итальянскими вокальными произведениями.

3 ноября, на стыке российского предзимья и итальянского бархатного сезона, в дипломатическом (!) зале Кремля состоялся концерт замечательной певицы, вобравшей лучшие образцы русского и итальянского репертуара Натальи Кирилловой. Когда на московском небе зажигались звезды, жители и гости столицы сбирались на Соборную площадь, дабы послушать эту молодую сладкоголосую звезду, лауреата I премии Международного конкурса «Романсиада».

Звоном валдайского колокольчика заслуженная артистка России и заслуженный деятель искусств России Галина Преображенская приглашала московскую элиту в Музыкальную гостиную Кремля, продолжающую традиции аристократических салонов. Благодаря инициативе Галины Сергеевны, они начали возрождаться более 15 лет назад, а сейчас поддержаны режиссером-постановщиком Государственного Кремлевского дворца Галиной Ивановной Симанович.

…Итак, звучит колокольчик, зрители рассаживаются в широкие бархатные золоченые кресла… И представилось, как не 50 лет, а пять веков назад звенел вечевой колокол, названный в честь царя Ивана Великого, а его внук, Иван IV (тоже Васильевич) устраивал очередные смотрины невест. Такая, как нижегородка Наталья Кириллова, могла бы стать настоящей царской невестой. А затмив всех красой и талантами – женой! И, обладая недюжинным характером, скрутила бы в бараний рог самого Грозного. А то пела бы ему колыбельные – глядишь, звался бы Иваном Добрым. Тогда, возможно, история Руси повернула бы в другое русло – не в опричнину, а культуру и творчество!..

…Гости на своих местах. Преображенская, ослепительная (можно было не пронзать зал софитами), в благородном черном, с фирменной благосклонно-приветливой улыбкой приветствует гостей. У рояля не менее элегантный, чем последний, Александр Бисеров. Кстати, поспорю с утверждением, что аккомпаниатор должен быть незаметен, не оттягивать на себя внимание во имя максимальной «подачи» исполнителя. Эффектность Александра не мешает его профессионализму.

Первая проба акустики – вариация на тему «Калитки». Зрители настраиваются в унисон романсу…

Галина Сергеевна, начав рассказ о бенефициантке Наталье Кирилловой, кроме таких качеств таланта, как артистизм, вокальная одаренность и яркая индивидуальность, подчеркнула определяющее – смелость! (Нечастая черта, даже у людей публичных.) Наташа не убоялась кремлевского пафоса и стала примой открытия Музыкальной гостиной в российской святыне, приняв это как осуществление мечты в сказочную новогоднюю ночь. А зрители не убоялись высокой цены на билеты, предвкушая удовольствие от услышанного и увиденного. О великой Галине Вишневской говорили: «Это нокаут в глаза и уши». То же самое можно повторить и о Наташе Кирилловой.

Представьте, на сцену выходит стройная наяда в нежно-бирюзовом одеянии, с белоснежным веером. Крутые непокорные локоны (работа московского стилиста Макса Эдилсултанова) ниспадают на покатые плечи… Дальше можно уже не петь (как заметил на «Голосе» Александр Градский). Но звучит «Старинный вальс» на музыку З. Левиной – заявка на успешный концерт.

Затем пианист наигрывает хабанеру, в изящных руках певицы появляется черный веер, и без программки становится понятно, что предстоит услышать романсовый хит испанского композитора П. Сарасате. Национальный колорит этой вещи Наталья подчеркнула со свойственным ей блеском, вкрадчиво плетя кружевные узоры фиоритурной мантильи. Тореодору, желающему укротить сию пантеру, не поздоровилось бы!

Восхитила всех уносящая в романтическую даль чистыми высокими нотами «Белая ночь» Б. Прозоровского. Но коньком Натальи Кирилловой всегда были арии из оперетт, которые она исполняет со страстью крещендо. «Повтори мне, что любишь» из произведения этого жанра «Король-бродяга» тому подтверждение. Влюбленные почитатели на сайтах оставляли резюме: «Очаровательна!» и т. п.

Подвластно Кирилловой и отражение лирического драматизма. Тонко осмысливая каждую фразу, она исповедально исполнила романс на стихи М. Цветаевой «Мой милый, что тебе я сделала…».

Недаром в юности Наташа Кириллова, обладая прекрасной речью, все же оставила филологический факультет и поступила в Нижегородскую Государственную консерваторию, которую на «отлично» закончила у профессора И. В. Шабординой. Ирина Васильевна специально приехала на концерт и аккомпанировала ученице (например, при исполнении Натальей замечательного, найденного ей на просторах интернета романса «Семь летящих коней» на музыку приглашенного композитора Виктора Сапрыкина).

Отдельно надо сказать об аккомпанементе Наталье на флейте. Это также лауреат Романсиады, изумительный певец и музыкант Алексей Кудря.

Но гвоздём музыкального сопровождения стало выступление народной артистки СССР, композитора и певицы Людмилы Алексеевны Лядовой, отметившей в этом году 90-летний юбилей! Она пришла поздравить Наташу Кириллову, которая виртуозно исполнила «Песенку Жозефины» из оперетты Лядовой «Под черной маской». А сама Людмила Алексеевна в дуэте с также учеником Шабординой — Виктором Сагировым исполнила свое произведение «Вальс влюбленных». Виктор уважительно и деликатно оттенял сопрано композитора.

Среди любимых авторов Кирилловой и «несравненная Галина Карева» — так называлась прошедшая в Доме музыки программа Наташи. Кстати, четвертое имя Галина этого репортажа. Оно означает «тишина». И такая тишина восторга после исполнения Натальей не раз «звучала» в этот вечер. Но только не после романса Г. Каревой «Опьянела» — коронного для Натальи.

… А платья все менялись. Многие из них создала нижегородка Елена Раева, которой дружно аплодировали. (Есть у Натальи и наряды от Вячеслава Зайцева – друга Романсиады.) Вот алое с глубоким декольте и стоячим воротничком а ля Мария Стюарт, ниспадающее вольными складками. Тонкая талия подчеркнута серебряной пряжкой в тон серьгам. В нем певица была очень похожа на своего кумира Людмилу Гурченко – стройностью, жестами, душевностью. Кстати, у Натальи очень выразительные, «говорящие», руки — красивые, как лилии.

Вот платье в древнерусском стиле из павловопосадского платка – на желтом фоне красные розы, в котором она озорна и кокетлива. А вот небесной расцветки, украшенной блестящими соцветиями-созвездиями. Шедевр цвета фуксии с гипюровой отделкой делает певицу еще стройнее. А вот наряд шамаханской царицы в честь взаимного приветствия посольства Турции. Дарья Теплова и Ильдар Шаймярдинов исполнили турецкую народную песню «Соловей в золотой клетке». Среди друзей Натальи, показавшими свои творческие умения, и детский танцевальный коллектив «Пластилин» (руководитель Елена Пахомова). В качестве приветствия от посольства Сербии зрители увидели выступление их ансамбля песни и танца.

Порадовала солисты инструментального ансамбля под руководством Александра Бисерова Алина Цветкова и Татьяна Кошелкина — дипломанты конкурса «Романсиада без границ». Под их пение ведущая предложила потанцевать, что очень понравилось зрителям. Танцевальные паузы под «живое» исполнение и далее станут традиционными.

Чопорно-официальная обстановка сменилась уютной, почти семейной. Воистину, любители бельканто – одна семья. Такая есть и в Доме романса – ветеран Клуба любителей русского романса Владимир Иванович Изотин был активным участником этого вечера. А согревала всех Наталья, недаром ее имя означает «родная». Ее родителям благодарно аплодировали, когда Преображенская предоставила им право отдельного танцевального дуэта.

В антракте в фойе вышколенные официанты угощали шампанским. Гости общались, обменивались визитками, а кто-то радостно встречал старых знакомых…

Выходили из дипломатического зала довольные «увиденным и услышанным», шли незарастающей тропой вдоль главного входа в Государственный Кремлевский дворец, через Троицкие ворота и Кутафью башню. А купола блестели. Как и при русских царях…

Следующая Кремлевская гостиная приглашает на концерт цикла «Музыкальные вечера в кругу друзей»28 ноября. Героиней станет также гостья и коллега Натальи — Ирина Крутова, представлять которую не требуется.

Подготовила Елена МАРТЫНЮК, специально для РиА Вести

Фото Елены ПЛЕШАКОВОЙ

Похожие записи