В Колонном зале Дома Союзов прошел финал и гала-концерт XIX Международного конкурса «Романсиада».
Большой Романсиаде-15 предшествовали региональные конкурсы – в Дании, Болгарии, Македонии, Казахстане, Гатчине, Томске, Москве (Марьино). География и мастерство исполнителей растует год от года. А бессменный руководитель и организатор заслуженный деятель искусств России и заслуженная артистка России Галина Преображенская счастливо неизменна в своей красоте и деятельности.
Она была как Хозяйка медной горы – в малахитовой платье с драгоценными каменьями. Под звуки полонеза Чайковского из «Евгения Онегина» выходили дипломанты, лауреаты и обладатель гран-при. А вообще весь вечер на сцене Государственный русский народный ансамбль «Россия» им. Л. Г. Зыкиной под управлением очаровательного Дмитрия Дмитриенко и «выдающийся музыкант в жанре романсового аккомпанемента» (цитирую Преображенскую) госпожа Оксана Петриченко, красоту и мастерство которой все время подчеркивала Галина Сергеевна. Но это было заметно и без напоминаний.
Итак, дипломантка Стефани Христова (Болгария) впервые за 21 год выехала куда-либо из родной Варны – и сразу в столицу России, в Колонный зал! И когда она пела «Лунный вальс» Дунаевского, где есть слова: «Здесь так светло! Мир так хорош!», то, конечно, приходилось соглашаться. Люстры Колонного вне конкуренции, а тепло зрителей искренне. И «все флаги, которые в гости к нам» благодарно «улыбались» с вышины.
Очень красив был дипломант Дарко Тодоровски (Македония). Как сказала Преображенская, ему достаточно просто стоять на сцене. Но тембр его баритона красивый. Пел «Любовь оружию под стать», жаль, подкачал с фонетикой.
Монгол Бямбажав Моголхуу был очень эффектен, а Галина Сергеевна произносит сложные имена-фамилии с невероятной легкостью.
Тамбовец Денис Болдов (Театр им. Н. Сац, Москва) занял третье место. Сочным лирическим баритоном он пел вместе с Яной Пикулевой (тоже бронза, Петербург) «Ночь светла», так как они оба заявили этот романс. Представьте, она в красном, а у него в тон красная бабочка и такого же цвета широкий пояс. В общем, гармония по всем статьям! А несложные танцевальные па только подчеркнули это. Когда же Яна пела: «Этот цвет голубой», то у нее было такое вдохновенное выражение лица, что и иностранцу было бы понятно, что это именно небесный цвет. А уж «Твое имя шепчу» пропела ну просто эротично!
Третьим был и Алан Старовойтов – земляк Яны. Буквально взял зал «за горло», напустил драматизма. Молодец!
Первое место занял мой однофамилец Севастьян из Красноярского края (какое-то село со сложным названием). Он уже второй раз светится. Досветился наконец до первого. Очень понравилась также лауреат I премии Ольга Тенякова из Театра оперы и балета Екатеринбурга (нравится Театру им. Станиславского и Немировича-Данченко).
Очаровал всех 17-летний Игнат Изотов (из-под Казани), ставший лауреатом II премии. Галина Сергеевна назвала его «уникальным мальчиком» и, как сказал бас Большого С. Б. Яковенко, в нем есть то, чему не научишь. Но что – не сказал. Наверное, благородство, аристократизм, интеллигентность и воспитанность, что в принципе синонимы. Игнат исполнял «Бубенцы» (как определяет Галина Сергеевна, беспроигрышный романс!). А уж как хлопали преподавательнице Игната!!!
Второе место занял Лю ИньЛун (Китай) — студент Нижегородской консерватории (преподаватель Ирина Шабордина), которая традиционно, регулярно и успешно «поставляет» Международной Романсиаде лауреатов.
Бомбой было выступление профессора Н.Н. Голышева, руководителя Томской романсиады, «потрясающий музыкант», по определению Преображенской, которому идет 87-й год. Он пел «Живет моя отрада». На словах «И брошусь в ноги к ней» было ясно: бросится. А «была бы только тройка!» — это самое точное определение. Ему не хватает только тройки – все остальное с лихвой. Шквал аплодисментов, орали, вопили, топали, а потом просто встали. Если бы еще скандировали «Россия!» — не удивилась бы. И если бы сама начала – поддержали бы.
Ну а лауреат прошлых лет – госпожа Ирина Крутова – как «античная богиня» (определение позаимствовала) порадовала выздоровевшим голосом и изящно исполнила романс о письмах, адресовав его «Дениске», как отечески назвала Болдова Г. С. Преображенская.
Лауреат-2012 Наталья Кириллова (опять новое платье – небесно-лазоревое с невозможно красивыми кристаллами Сваровски) в дуэте с артистичнейшим Евгением Южиным (20 декабря у него бенефис в Доме романса) спели микс – «Я вам таких же мук желаю» и «Меня позови, избранник мой милый» (Наташина партия – кокетливо-чувственная). Очень удачный номер из сочетания двух романсов!
Фурор вызвал дуэт двух братьев Пиязовых из Казахстана – уже лауреата Романсиады Женисбека (и участника проекта «Большая опера») и дебютанта, занявшего второе место, – Акылбека. «Я рад, что брат показал здесь НАШУ школу», — сказал старший. «Ямщик, не гони лошадей» они выдали по полной!
Блистала македонской красой Полина Тасева в платье от Вячеслава Зайцева (парчовое с черными разводами и шлейфоподобным подолом). Порадовала зрелым (90-летней настойки!) мастерством композитор Людмила Алексеевна Лядова. Выразительно читал стихи руководитель Датской Романсиады Валерий Лихачев.
Понравился поляк – обладатель приза Фонда им. Аллы Баяновой – Мачей Клочинский из Варшавы. Как-то сразу захотелось сравнить его с Александром Вертинским – выразительностью, манерой речитатива, четкой фразировкой. А когда увидела в буклете его фото – в цилиндре и белом шарфе — сомнения и вовсе рассеялись. Мачей пел так проникновенно, что зал мгновенно замолк. Последнее слово «Люблю!» в устах Клочинского было – убийственно.
Поздравлявший обладателя гран-при Михаила Михайлова (Болгария) выдающийся бас Александр Филиппович Ведерников с удовлетворением отметил, что ветвь плеяды болгарских певцов – Гяурова, Христова и других не увядает! Про Михайлова писать, что словами передавать, как звучит бьющая наповал красотой природа – он явление! Даже его лишний (возможно) вес не портит впечатления.
Вообще, финал на этот раз получился «мальчиковым» — только три девушки (в желтом, красном и вышеописанном платьях). Один тенор и один бас, остальные же баритоны. Разницу между «лирическим» и «просто» пока не знаю.
Более всего мне понравилось «под занавес» мужское исполнение романса «Я вас любил». Восьми исполнителям было поручено пропеть по фразе – на своем языке. «Я вас любил, любовь еще, быть может» — по-русски. Далее (порядок точно не воспроизведу) – китайский, македонский, казахский, татарский, болгарский, польский и вновь по-русски «Как, дай вам бог, любимой быть другим». Зал слушал тихо, предельно восприимчиво. Помолчал, а потом ровно и долго хлопал в уже покрасневшие ладони.
Всех героев вечера угощали спонсорскими конфетами «Конфаэль» и какими-то препаратами (?) компании «Энергетик». Но Преображенская уверяла, что полезные и без побочных действий.
«Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу» — процитировала Давида Самойлова ведущая. Она надеется, что и через двести лет люди будут проводить Романсиаду. На следующий год будет двадцатая! Далее везде…
Галина Сергеевна мечтает, чтобы в России был День романса. Но уже много лет последняя суббота января для любителей этого жанра – День романса.
Итак, 30 января 2016 года в Государственном Кремлевском дворце состоится традиционный концерт лучших романсов века. И лучших исполнителей! Галина Сергеевна родилась в январе. Как подарок – ей и себе — мы должны быть в сборе!
Елена МАРТЫНЮК, специально для РиА Вести