Более семидесяти лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны, оставившей боль, разруху, миллионные потери советских людей, отдавших свои жизни за нашу великую многострадальную Родину. В памяти народной навсегда сохранились события тех лет. Иначе и быть не может: слишком дорогой ценой досталась победа в войне нашему народу.

За это время о войне написаны сотни книг, поставлены тысячи спектаклей, сняты десятки кинофильмов… И всё же тема войны в искусстве остаётся неисчерпаемой, раскрываясь в нём новыми и новыми гранями.

И вот, очередной фильм о войне. В нём нет сражений, танков, не слышен грохот канонады, нет убитых. Это фильм о другом – о человеческой доброте, великодушии и милосердии наших солдат …  к поверженным врагам. И это – другая грань героизма советского народа, народа – победителя.

Трудно ли быть человечным к врагу? Возможно ли милосердие к тем, кто убивает твоих  близких, родных, женщин и детей, уничтожает дома и разрушает целые города? Да, это действительно, кажется невозможным. Но человек, на то и человек, если он остается Человеком в самой критической ситуации.

Документально-художественный фильм режиссёра Галины Вереиной, снятый по одноимённому рассказу брянского писателя-фронтовика  Валентина Динабургского «Соната ля минор» именно об этом. Основанный на реальных событиях, описанных писателем-фронтовиком, фильм потрясает своей беспредельной человечностью и безмерным человеколюбием, добротой и широтой русской души.

Действие фильма происходит во время Сталинградской битвы, в небольшом городском поселении Калач центральной России, в доме учителя школы, куда отвели на отдых и пополнение бойцов отдельной миномётной дивизии «катюш». Дежуривший на посту сержант Валентин Динабургский  приводит сюда полуживого итальянца, замерзающего на снегу, и спасает его от неминуемой смерти.  Несколько дней итальянец проживает в доме с русскими солдатами, отогревается и приходит в себя. Однажды, висевшая на стене скрипка попадается ему на глаза, и он берёт её в свои обмороженные и забинтованные руки и начинает играть. Его игра ошеломляет своей виртуозностью всех присутствующих. Выясняется, что итальянец до войны был профессором Миланской консерватории.

Почти две недели он играет на скрипке солдатам в минуты отдыха между боевыми действиями по противнику. Каждый вечер они с замиранием сердца и затаив дыхание слушают эти дивные звуки скрипки. Слушая  итальянского скрипача, солдаты думали каждый о чем-то своем. Может быть,  звуки прекрасной  мелодии возвращали их в счастливые дни довоенной жизни, которая осталась где-то там, вдалеке? Вспоминались родные края, отчий дом, цветущие луга,  родные, белоствольные березы, густые леса и бескрайние поля с колосившейся пшеницей. А итальянец возможно тосковал по своей солнечной Италии, тёплому ласковому морю, оркестру, где он когда-то блистательно играл, и красивому городу, где он  родился и жил  до этой страшной войны.

Прекрасная, божественная музыка сотворила то, чего не могли сотворить ни грохот канонады, ни кровь и ненависть, окружающая их своей смертельной безысходностью. Она перечеркнула все границы, сблизила эти два враждебных мира, и выдвинула на первый план то глубоко человеческое, что хранилось в душе каждого человека, в его потаённых местах … Солдаты всё больше проникались к этому бедолаге – бывшему врагу, которого по воле судьбы вынудили взять в руки вместо смычка ненавистное ружьё.

«Так, волею судьбы, говорится в фильме, бессмертное искусство объединило всех. Наши солдаты уже не видели в пленном итальянце врага, а он смотрел на них, как на спасителей, вернувших ему его угасающую жизнь, и обретший надежду на возвращение домой».

Отогрев и поправив здоровье итальянца, солдаты, одев его в свое обмундирование, снабдив провиантом, отправляют итальянского солдата по пути домой. На прощанье учитель школы дарит итальянцу свою скрипку.

«Так заканчивается эта история – маленький эпизод страшной безжалостной войны, унесшей миллионы человеческих жизней» – заканчивает свой монолог автор фильма. Никто не знает, выжил ли тот итальянец, дошёл ли он до дома, до своих родных? Вспоминает ли он, какой благословенный дар судьбы он получил, в виде урока доброты и человечности, встретившись с бескорыстием человеческой души, среди окружающей их жестокости, крови и смертей?

Мы не знаем, успел ли он рассказать своим потомкам этот эпизод о своей военной жизни, но память русского солдата и авторы этого фильма, сохранили для будущего поколения рассказ о человечности, доброте и бессмертии настоящего искусства. И мы, зрители, посмотрев фильм, сумели обогатиться этим прекрасным замечательным примером человеческой доброты, милосердия и всепрощения, которые возвышают душу человека.

Короткометражный фильм всего за семнадцать с небольшим минут поднимает целый пласт нравственных проблем, дает ответы нам, потомкам тех солдат, на самые животрепещущие вопросы человеческого бытия. Что есть добро, милосердие, жизнь?

Фильм «Соната ля минор» основан на реальных событиях, которые происходили на глазах автора рассказа, того самого сержанта, спасшего итальянского солдата. В фильме звучит очень знаковая фраза одного из героев фильма – «Человек всегда должен оставаться человеком». И в этом –  квинтэссенция фильма, её главная идея.

Фильм «Соната ля минор»  – документально-художественный. В нём, наряду с документальными кадрами военной хроники, присутствует хорошо вплетённая в канву фильма реконструкция тех далёких эпизодов спасения итальянского солдата-музыканта, создавая замечательный художественный симбиоз всего действа, прозвучавший очень убедительно и щемяще проникновенно своей правдивостью и искренностью. А прекрасная скрипичная музыка, которая звучит в фильме, усиливает пафос, эмоциональную составляющую основной идеи фильма.

В реконструкции эпизодов фильма снялись артисты Брянского театра драмы им. А.К.Толстого Михаил Лаврушин, Андрей Савченков. Роль итальянского скрипача очень проникновенно сыграл артист того же театра,   Игорь Игнатов. Замечательная музыка в фильме прозвучала в исполнении скрипача Брянской филармонии Александра Иванова. Оператор фильма Игорь Лобач. Рисунки Виктора Зиновкина, дизайн Надежды Глевицкой.

Фильм «Соната ля минор» стал финалистом кинофестиваля «Защитники Отечества» в Казани, и был тепло встречен зрителями на Международном Сретенском православном кинофестивале «Встреча», который прошёл в феврале этого года в городе Обнинске Калужской области, где был отмечен Грамотой Митрополита Калужского и Боровского Климента.

Премьера показа фильма с успехом прошла на минувшей неделе во Всесоюзной Государственной библиотеке иностранной литературы им.М.И. Рудомино, на которой присутствовали атташе по культуре Посольства Италии в РФ и итальянского института культуры Джованни Десантис  с супругой, специально приехавшие на мероприятие из Брянска, представитель Департамента культуры Брянской области, руководитель регионального отделения Союза композиторов, музыковед Наталья Александровна Сомова, а также директор брянской областной библиотеки им. Ф.И Тютчева, Светлана Степановна Дедюля. Наталья Александровна поведала собравшимся об авторе рассказа, который лёг в основу фильма, участнике Великой Отечественной войны Валентине Давыдовиче Динабургском, о том, как готовились съёмки фильма, с какими  трудностями пришлось столкнуться в их подготовке, о культурных российско-итальянских проектах, которые реализуются сегодня на брянской земле, и пригласила всех зрителей посетить места выдающихся русских поэтов В.И. Тютчева и А.К Толстого. Брянские гости вручили в качестве сувенира куклы ручной работы, выполненные в традиционных брянских костюмах,  господину Джованни Десантису и руководителю Сектора международного сотрудничества библиотеки иностранной литературы Ольге Александровне Толстиковой.

По окончании фильма все желающие могли обсудить и высказать свое мнение о фильме, которое без сомнений было единодушным: фильм прекрасный, нужный и очень поучительный, особенно для молодого поколения, которое знает о войне лишь понаслышке.

Особую эмоциональную ноту внесли выступления студентов музыкально-педагогического колледжа имени Гнесиных Александры Афанасьевой, Анны Щербаковой и Глеба Беднякова. В их исполнении прозвучали соната ля минор Эжена Изаи, фрагменты произведений И.С Баха, Яна Каливоды и др. Очень органично вплелось в этот вечер и стихотворение Михаила Светлова «Итальянец», которое вдохновенно прочла ведущая музыкальной программы вечера журналист и документалист Аида Соболева.

В выступлении господина Джованни Десантиса прозвучали слова благодарности за прекрасный фильм, который безусловно произвёл на него неизгладимое впечатление, и пожелание показать его в Италии, на родине итальянского пленного-музыканта. А заведующий архивом научно-просветительского Центра «Холокост» Леонид Абрамович Тёрушкин рассказал собравшимся о вручении медали писателю-фронтовику Валентину Динабургскому, которую вручают всем узникам Освенцима. «Несмотря на то, что писатель не был узником, – сказал Л.А. Тёрушкин, – Центр решил наградить его медалью за милосердие к поверженному врагу».

Режиссер, сценарист и продюсер фильма «Соната ля минор» Галина Вереина порадовала зрителей надеждой на продолжение проекта фильма, второй его части, касающейся поисков следов итальянского пленного, его потомков, и обещание итальянцев содействия в этом деле. Она вручила господину Джованни Десантису, и, присутствующему на вечере,члену жюри кинофестиваля «Встреча» Гу Цицзюню в качестве подарка диски с фильмом «Соната ля минор».

Известный член Союза художников России, ассоциации художников Российского дворянского собрания Наталья Владимировна Лопухина в своём выступлении высказала мысль о необходимости поддержки таких уникальных гуманистических проектов, и в частности, идею продолжения этого фильма.

В этот вечер зрители еще долго не хотели расходиться, переполненные  своими переживаниями, эмоциями от всего увиденного и услышанного. И это неудивительно: ибо милосердие не имеет границ.

Фаина ЗИМЕНКОВА, специально для РиА Вести

Похожие записи