Азербайджан постепенно отходит от первого шока, вызванного резким обвалом накануне национальной валюты – маната, в понедельник, особенно вечером, наблюдался ажиотаж практически во всех супермаркетах Баку, передает РиА Вести со ссылкой на vz.ru.
В ожидании повышения цен горожане в огромном количестве скупали продукты питания и промышленные товары: моющие средства, бытовую химию, зубную пасту.
Один из жителей города рассказал ТАСС, что был поражен количеством стирального порошка и мыла, закупаемых людьми. Продавцы объясняют это тем, что такие товары в основном завозятся в страну, то есть закупаются на валюту.
Однако утром вторника никакого ажиотажа в торговых объектах не наблюдается. В небольших магазинах и ряде сетевых супермаркетов торговля ведется по старым ценам. Некоторые крупные сетевые магазины Баку во вторник не открылись под предлогом переучета.
В понедельник в некоторых торговых точках были зафиксированы попытки повысить цены на сигареты, однако местный производитель — компания European Tobacco Baku — выступила с заявлением, что не поднимала цену на свою продукцию.
В аптеках цены на лекарства пока не изменились. Тем не менее, во многих из них говорят о возможном повышении расценок, так как 95% лекарственных препаратов закупаются за рубежом.
В Баку по-прежнему закрыты магазины электроники, которые, по утверждению их работников, проводят переоценку товаров. Повысилась стоимость автомобилей имобильных телефонов.
В то же время магазины одежды, в том числе брендовой, работают по старым ценам. Некоторые из них, правда, отменили традиционные предновогодние скидки.
Транспорт не преподнес горожанам неприятных сюрпризов: цены на проезд в автобусах и метро не претерпели никаких изменений.
Операции в пунктах обмены валюты производятся. Некоторые из них пытались в понедельник завысить курс продажи доллара, однако Центробанк предупредил о том, что нарушители будут привлечены к ответственности.
Многие жители признают, что ожидали девальвации маната. «Цены на нефть падали, а мы — нефтяная страна. Тем не менее, лично для меня это был шок. При зарплате в 450 манатов, теперь реально я буду получать вдвое меньше», — сообщил один из собеседников.
Помощник президента Азербайджана по общественно- политическим вопросам Али Гасанов заявил в интервью Государственному информационному агентству — АзерТАдж, что, несмотря на неизбежность девальвации маната в нынешних условиях, власти не намерены пустить ситуацию на самотек и не пользоваться никакими регулирующими механизмами.
«Правительство, в первую очередь, постарается сделать данный процесс максимально безболезненным для граждан, нуждающихся в социальной защите. В нынешних условиях будут предприняты все шаги для стимулирования внутреннего производства, полного устранения монополизации, случаев коррупции, искусственного препятствования деятельности предпринимателей», — сказал он.
В свою очередь, глава Центробанка Эльман Рустамов заявил, что ЦБ не допустит существенного изменения курса маната в ту или иную сторону. По его словам, Азербайджан перейдет на «на управляемый плавающий курс маната». Рустамов также отметил, что правительство примет серьезные меры для сокращения в 2016 году импорта и замещения импортируемой продукции за счет внутреннего производства, а также стимулировния экспорта.
Большинство экспертов признают, что переход на плавающий курс был вынужденной мерой, объясняемой ситуацией на мировом рынке. По словам экономиста Октая Ахвериева, эту меру «можно рассматривать как шаг в сторону определения реальной стоимости маната».
Эксперт считает, что правительство должно сокращать зависимость экономики от нефтяного фактора, развивать ненефтяной сектор, наукоемкие отрасли и нанотехнологии.
В понедельник центральный банк Азербайджана объявил о переходе к свободному плаванию национальной валюты – маната, после чего курс доллара укрепился к манату на 48%. В нынешнем году это уже вторая девальвация маната. Первая произошла 21 февраля, тогда курс нацвалюты упал на треть.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, первопричина девальвации азербайджанской валюты – в падении цен на нефть. Нефтегазовый сектор дает около 95% экспортных доходов Азербайджана, а также около 70% доходов бюджета. Кроме того, в отличие от ряда других экспортеров нефти, в Азербайджане добыча этого сырья за последние три года показывает снижение физических объемов: в 2013 году было извлечено 43,1 млн тонн, в 2014 году – 41,9 млн тонн, а в 2015 году, по предварительным прогнозам, добыча составит 40,7 млн тонн.