Французский инженер и исследователь Паскаль Котт сделал сенсационное заявление: с помощью спектрального анализа под «Моной Лизой» кисти гениального Леонардо да Винчи он обнаружил другой портрет – реальное изображение Джоконды, передает РиА Вести со ссылкой на mk.ru.


Впрочем, искусствоведы сомневаются в правомерности утверждения француза: быть может, это обыкновенный пиар за счет самого известного в мире полотна, считает директор Научно-исследовательской независимой экспертизы (НИНЭ) имени П.М. Третьякова Александр Попов.

Француз Паскаль Котт еще в конце 1990-х начал продвигать свой способ исследования картин – спектральный анализ, который, по утверждению инженера, дает возможность «разобрать» изображение буквально по слоям. В 2004 году он получил доступ к знаменитому шедевру Леонардо да Винчи, хранящемуся в Лувре, и отснял его с помощью специальной 240-мегапиксельной мультиспектральной фотокамеры. И до сих анализирует сделанные тогда цифровые файлы.

По следам тех исследований компания Паскаля Котта сделала несколько выставок, которые «прокатывались» по всему миру. В России в 2012 году в арт-центре «Ветошный» (ныне не работает как художественная площадка) можно было увидеть выставку «Гений да Винчи». В экспозиции были представлены воссозданные по чертежам изобретения Леонардо, большинство из которых стали своеобразным аттракционом для посетителей (их можно было включать, трогать, забираться во внутрь и т.п.). Но гвоздем программы стали принты с изображением Джоконды в разных спектрах.

На открытии проекта в интервью «МК» куратор выставки Роб Кирк утверждал, что, когда Леонардо написал Джоконду, она выглядела иначе, нежели сейчас. Например, у нее были тонкие, аккуратные брови и ресницы. «Каждый владелец картины, а их были десятки до того момента, как полотно попало в Лувр, считал своим долгом отреставрировать картину, так что брови и ресницы со временем попросту стерлись. Лицо изначально было шире, а улыбка — более четкой, цвет глаз — ярче», – сказал тогда куратор выставки «МК».

Выставка позиционировалась как сенсационная, раскрывающая 25 секретов Джоконды. Хотя на ней не было первоначального изображения Моны Лизы – только ее вид в различных лучах. Внешность Джоконды от этого не сильно менялась.
Зато недавно в интервью ВВС Паскаль Котт показал журналистам, как могла выглядеть Джоконда первоначально. Тут уж действительно разница очевидна. Картина, находящаяся в Лувре, и версия француза значительно отличаются.

Однако Лувр – один из крупнейших музеев в мире с серьезной технической базой – заявление Паскаля Котта комментировать никак не стал.

О том, насколько правомерно заявление французского исследователя мы спросили у директора Научно-исследовательской независимой экспертизы (НИНЭ) имени П.М. Третьякова Александра Попова.

– Многие художники использовали холсты, на которых ранее было что-то написано. Старые полотна часто подновлялись, потому что со временем они темнеют: научная реставрация — относительно новая сфера деятельности, насчитывающая около столетия. Часто при исследованиях обнаруживается низлежащие изображение. Это нормальная практика. Обычно такие находки делаются с помощью рентгенографирования или инфракрасного исследования (анализ в инфракрасном спектре). Такие методы используют около полувека – они проверены. Про исследования Паскаля Котта я такого не могу сказать.

– Спектральный метод существует больше 10 лет. Это достаточный срок, чтобы его признали исследователи?

– Это приличный срок. Но специалисты его не используют повсеместно. Не могу назвать его проверенным.

– Можно ли считать то, что Лувр никак не комментирует заявление Котта, опровержением? Ведь это крупный музей с хорошей исследовательской базой.

— В Лувре действительно есть прекрасная лаборатория. Уверен, что со своим главным шедевром они проводили исследования. Поэтому, мне кажется, это заявление Паскаля Котта из разряда альтернативных версий, коих очень много вокруг Джоконды. Скорее всего, человек просто хочет создать скандал вокруг своего имени, прорекламировать свою персону за счет знаменитой картины. Заметьте, что заявление сделано после доклада Третьяковской галереи, специалисты которой нашли два изображения под «Черным квадратом» Малевича. Тема исследований на волне популярности.

– Именно этим можно объяснить то, что заявление сделано сейчас, хотя исследования проводились довольно давно?

– Очевидно. Столько лет анализировать одни изображения – это странно. Думаю, это пиар-ход.

Похожие записи