Времена, когда на территории калмыцких степей можно было увидеть сайгаков, канули в прошлое. Численность этих животных не только в Калмыкии, но и в целом в России за последние годы резко сократилось, передает РиА Вести со ссылкой на ekovolga.com.
Чтобы спасти популяцию, охрана сайгаков должна получить статус вопроса государственной важности. Сухей Устипов — эколог, руководитель общественной организации, занимающейся изучением степных животных.
До выхода на пенсию Устипов работал учителем биологи в одной из школ Элисты. Последние десять лет он посвятил изучению сайгаков. Проведенные им исследования свидетельствуют: количество животных за последние несколько лет сократилось почти в пять раз.
Сегодня их можно встретить на небольших участках в Калмыкии и Астраханской области, хотя десять лет назад территория обитания сайгаков была более обширной.
Дикие животные привольно себя чувствовали даже в сухо-степных зонах Волгоградской области, на границе Казахстана, Узбекистана. Благоприятные климатические условия, достаточный объем пищи позволяли сайгакам производить большое количество потомства. Но затем ситуация изменилась. Сайгак стал излюбленной добычей охотника. Из разных регионов России к калмыцким степям устремились любители пострелять.
Ситуация усугубилась пробелами в действующем законодательстве — наказание для браконьеров предусматривалось чересчур мягкое, штрафные санкции не пугали охотников, незаконно добывающих сайгаков и сбывающих их мясо и ценные рога на «черных рынках».
«Официальные данные гласят, что на территории Калмыкии сейчас осталось около трех с половиной тысяч особей, — говорит корреспонденту издания «Экология регионов» эколог Сухей Устипов. — Но на самом деле ситуация еще хуже. Эти данные суммировались по показателям, сложенным из расчета за десять текущих месяцев. Мои результаты наблюдений значительно отличаются — в степях Калмыкии осталось не больше 2800 сайгаков, и их число продолжает уменьшаться с каждым днем.
Сайгак — лакомая добыча для местных. Это объясняется тем, что браконьеры нашли возможность быстрого заработка. На «черном рынке» килограмм мяса стоит от 2 тысяч рублей, а вот рога или копыта убитого животного ценятся намного дороже — от тридцати тысяч рублей. Трофей используется для изготовления различных сувениров, еще рога используются для изготовления якобы лекарственных снадобий, хотя медицина опровергает их эффективность».
Эколог рассказывает, что катастрофические положение с численностью популяции усугубляется ценностью взрослых самцов. Браконьерам не интересны детеныши или самки, ценны рога только половозрелых самцов. В итоге убиваются животные, и останавливается репродуктивный процесс.
Как известно, власти Калмыкии ввели мораторий на охоту на сайгака. Он вступил в действие в 2013 году и продлиться еще ближайшие пять лет. Однако это не останавливает браконьеров, убивающих диких животных, занесенных в Красную Книгу РФ. По мнению эколога Устипова, до тех пор пока на уровне государства не будут приняты более конкретные меры, позволяющие уберечь сайгаков от исчезновения с лица земли, калмыцкие степи будут продолжать терять уникальных животных.