Почетный президент национальной федерации плавания Азербайджана Ольгерт Цеховский в интервью РиА Вести поделился своим мнением о развитии спорта в республике и впечатлениями о прошедших Первых Европейских играх в Баку.
— В Баку успешно прошли Первые Европейские игры. Это признают практически все. И по организации, и по соревновательному уровню Азербайджан всему миру показал, что страна достойно может проводить крупнейшие международные соревнования. Дайте, пожалуйста, свою оценку прошедшему спортивному празднику.
Ольгерт Цеховский: Считаю, что это спортивное состязание явилось для Азербайджана великим предназначением, с которым страна справилась достойнейшим образом.
Полторы тысячи лет назад в городке Олимпия, на юге Греции, проводились первые Олимпийские игры. Потом по разным причинам Игры ушли в небытие, и уже только в XIX веке они были возрождены, и первая Олимпиада прошла в 1896 году в столице Греции. И со временем эти Игры стали самыми популярными и престижными в мире. А в середине прошлого века были созданы Панамериканские игры, в которых принимают участие спортсмены двух американских континента – 42 страны. Одновременно в это же время появились и Азиатские игры. Есть также Панарабские и Всеафриканские игры.
А потому закономерно возник вопрос: а почему у Европы не должно быть своих спортивных Игр? И я счастлив, что именно Баку дали право на проведение первых Европейских игр.
И благодаря тому, что Азербайджан экономически сильная страна, которой неподвластны мировые кризисы, могла принять на себя такую ответственность. Если странам на подготовку к соревнованиям такого уровня требуется до 5-7 лет, а Азербайджан смог это сделать за 2,5 года! Еще раз повторю, именно мощь страны, воля нашего президента Ильхама Алиева могла позволить принять на себя такой груз ответственности.
По поводу созданной спортивной инфраструктуры. То, что было построено и реконструировано впечатляет и своими архитектурными особенностями и самим размахом сооружений. Национальный Олимпийский стадион, был построен в кратчайшие сроки к Европейским играм и стал главной ареной этих Игр. Теперь это самый большой стадион в Азербайджане, который вмещает почти 70 тысяч человек. Своими техническими возможностями и передовыми технологиями стадион просто поражает. А ведь он был построен на территории самого загазованного в мире озера. И кто бы смог такое сделать? Кто бы смог очистить это озеро? Только сильное государство и сильная власть способна на это.
Все спортивные сооружения, где проходили состязания Европейских игр, вызывают восхищение даже у самых взыскательных спортсменов. Это и отреставрированный Спортивный комплекс имени Гейдара Алиева, и знаменитый Crystal Hall, построенный к Евровидению-2012, но адаптированный и как спортивный центр, а от недавно возведенного Центра водных видов спорта просто дух захватывает. Еще одна наша гордость — это Национальная арена гимнастики, которая, кстати, в прошлом году принимала чемпионат Европы. Этому комплексу, по признанию специалистов, практически нет аналогов во всем мире. Если бы видели эту захламленную нефтепродуктами территорию еще до строительства, вы бы ужаснулись. А теперь это спортивный оазис.
Еще раз повторюсь — не каждая страна способна за столь короткий срок, воздвигнуть такое количество спортивных сооружений и вообще подготовиться к проведению грандиозного спортивного праздника.
И мы это сделали. Так что величие есть, оно наглядно и его нельзя охаивать, как это делает европейский парламент, попадая под американское лобби. Я не признаю такие выпады. Эти выпады противоречат этическим нормам, протокольной вежливости, принципам уважения друг к другу. Поэтому такие вопросы допускать нельзя.
Азербайджанские спортсмены, по сути, теперь должны готовиться к выступлениям на четырех олимпийских играх: летние Олимпийские игры, юношеская Олимпиада, Игры исламской солидарности и Европейские игры. В связи с этим спортивному Азербайджану надо перестраиваться с учетом этих особенностей.
Таким высоким уровнем организации и проведения Европейских игр мы обязаны тем, что были найдены новые государственные формы управления, я имею ввиду управления подготовкой к Играм. Была налажена четко налажена и скоординирована работа неправительственных структур с национальным олимпийским комитетом и фондом Гейдара Алиева. С одной стороны, поддержка президента страны и НОК Ильхама Алиева, с другой — председателя организационного комитета Игр Мехрибан Алиевой. Вот эта сила, это умение представить и предвидеть все, что непосредственно связано с такой перспективой и умением найти максимальное решение в культурной программе, транспортной и спортивной инфраструктуре, привело к тому, что все восхищаются нашими Европейскими играми.
— Вы довольны выступлением азербайджанских спортсменов на Евроиграх?
Ольгерт Цеховский: Возможно, это прозвучит банально, но сами по себе наши успехи, в том числе и спортивные, связаны с тем, что отражают наше прошлое. Если бы не было того прошлого, как говорил Гейдар Алиевич, не было бы того, что мы имеем сегодня. Именно он предсказал наши будущие успехи, когда принял на себя развалившуюся до основания страну. Именно тогда, встав у руля государства, он создал новый аппарат министерство по делам молодежи и спорта, которое позволило в ближайшее время поднять уровень спортсменов на такой высокий уровень.
Что касается успехов, это в определенной степени естественный процесс. Я приведу единственный пример, не вдаваясь в детали. На закончившихся в прошлом году юношеских олимпийских играх, наша страна из 204 стран вышла на десятое место, получив пять золотых медалей. Пусть никого не удивляет то, что у нас сейчас такие большие спортивные успехи, это естественный эволюционный процесс.
— Так как Вы много лет руководили Федерацией плавания Азербайджана, не могу не спросить о Вашей оценке выступлений национальной сборной по плаванию на Евроиграх?
Ольгерт Цеховский: Да, я 40 лет руководил Федерацией плавания республики, теперь нахожусь там в качестве почетного президента и первого вице-президента. Я сейчас не хочу давать какую-либо оценку по одной простой причине: с одной стороны я 40 лет управлял федерацией и многого добился в этом направлении, и я искренне желаю успехов на этом поприще новому президенту . Поэтому считаю некорректным для себя говорить об этом, чтобы не ставить себя в неловкое положение.
Но хочу все-таки коснуться такого вопроса, почему соревнования по гребле проходили именно в Мингячевире, а не в Баку.
Не имея канала, по требованиям международного европейского комитета, тем не менее, мы провели состязания по гребле в Мингячевире. В чем же причина этого и как мы справились с этим?
По классическим параметрам для проведения подобных соревнований, необходимо иметь благоустроенную дистанцию в 4000 метров, чтобы была и стартовая и финишная полосы. Но в Мингячевире это сделать было невозможно в силу расположения гребной базы.
И тем не менее у нас есть прекрасная гребная база на реке Кура, не имеющая аналогов ни среди республик СНГ, ни в Европе — Олимпийский учебно-спортивный центр «Кюр» в Мингячевире, строительство которой было завершено к 2010 году. До 2004 году на территории гребной базы были размещены семьи беженцев из Нагорного Карабах, затем их переселили в новые здания и квартиры, а базу успешно реконструировали.
Это была сложная задача, которая была решена в течение нескольких лет и теперь здесь мы имеем еще одну спортивную жемчужину Азербайджана.
А километровая спортивная дистанция для соревнований здесь была настолько четко спланирована и отработана, что она не уступает по многим позициям другим гребным каналам в мире.
И, тем не менее, необходимо отметить, что именно в Баку, в районе Баиловской косы, проводится кропотливая работа по отбору и подготовке гребцов в национальную сборную команду. И я выражаю уверенность в том, что Баку со временем может стать олимпийским водно-спортивным комплексом, где можно было бы проводить Игры-2020.
В столице Азербайджана имеется яхт-клуб и гребная база, которые отвечают всем международным канонам. Гейдар Алиевич Алиев, я считаю его гениальным человеком, который просчитывал все свои шаги и многое предвидел. Так вот, приступив к исполнению своих обязанностей руководителя страны, он принял мудрое решение о том, что на бульваре необходимо построить гребной бассейн и эллинг. В декабре 1998 года Гейдар Алиев подписал распоряжение о придании Приморскому бульвару статуса национального парка. Вот тогда и был отремонтирован эллинг, восстановлены различные причалы и создан бассейн.
Эстетические требования, требования экологии и многое другое изменили фон Приморского бульвара и по береговой полосе акватории бакинской бухты, тянущейся около 20 километров, в новой его части были построены и реконструированы прекрасные строения, которое будут служить нашему народу.
Есть и другая сторона. У нас имелись проблемы с экологическим состоянием наших озер, в частности озеро Бюльбюли. В 1985 году я был утвержден председателем комиссии по проверке экологического состояния этого озера. Тогда же мы и обследовали несколько озер: Ганны Гель, Бюльбюли, Беюк-Шор. Остановились на последнем. Но в силу того, что оно было запредельно загрязнено, отказались очищать его, там планировалось строительство зоны отдыха и яхт-клуба. Наш президент Ильхам Гейдарович, видя дальнейшую перспективу, в районе Беюкшор, который был самой загрязненной зоной, построил бульвар и парк. У меня не укладывается в сознании, как можно было в течение 2-х лет использовать это озеро в интересах людей, в интересах спорта, создать там такое великолепие, олимпийский стадион и парк при нем.
Что касается озера Бюльбюли. В генеральном плане развития города Баку и его районов Министерству экологии и природных ресурсов поручено очистить и благоустроить это озеро до 2016 года.
И это я поведал только малую толику того, что у нас было построено и благоустроено за такое ограниченное время в ходе подготовки к первым Европейским играм. Азербайджан держит высокую планку по многим показателям, в том числе и в спортивном плане. И это, как мне кажется, мы еще в начале большого пути.
Беседовал Вагиф ДАДАШЗАДЕ