С 14 по 20 мая в Севастополе проходил Международный кинофестиваль «Победили вместе»


Каждый год в середине мая Евразийская Академия Телевидения и Радио под руководством Президента Академии, Генерального продюсера фестиваля, кинорежиссера и сценариста Валерия Рузина собирает на благословенной севастопольской земле кинематографистов из разных стран на Международный фестиваль документального кино и телепрограмм «Победили вместе». Все эти годы активное участие в организации и проведения фестиваля принимают Правительство Москвы, и Черноморский флот России, а после возвращения Крыма и Севастополя в Россию фестиваль заручился и поддержкой Министерства культуры РФ и Союза кинематографистов России.

Фестиваль «Победили вместе» – это единственный фестиваль, созданный в Севастополе по инициативе Героев Советского Союза, проживающих к Крыму, в память о военном подвиге стран-участниц Второй мировой войны. За годы работы и профессионального сотрудничества фестиваль приобрел статус одного из ведущих межнациональных кинофорумов, предоставляющих уникальную возможность для творческого диалога и поддержки документалистов России и других стран. С каждым годом роль кинофорума в культурной жизни Севастополя все более возрастает, постоянно раздвигая географические границы и приглашая все новых участников.

В конкурсных программах этого года приняли участие 65 работ из 25 регионов нашей страны и около 20 стран мира – Бельгии, Германии, Польши, Словакии, Франции, Австрии, Украины, Сирии, Ирана, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Китая, Грузии, Черногории, Молдовы, Беларуси, Нидерланд, Армении и др. В общей сложности за неделю зрители смогли посмотреть более ста фильмов, которые демонстрировались на 14 площадках Севастополя. В числе участников фестиваля – как молодые, начинающие, так и именитые кинематографисты, чье творчество неоднократно отмечено на международных фестивальных площадках.

Перед открытием фестиваля прошла встреча руководителей и организаторов фестиваля с аккредитованными журналистами, на которой Президент кинофестиваля, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, обладатель «Оскара», Владимир Меньшов выразил надежду увидеть на фестивале неожиданные, талантливые картины. Это будет, по его словам, самой большой наградой и для нашего зрителя. Композитор и режиссер, художественный руководитель фестиваля Валентин Овсянников поделился своей радостью за приезд в этот чудесный город, овеянный боевой славой, и отметил, что быть художественным руководителем этого фестиваля для него – большая честь. Он пожелал жителям замечательного города с его легендарным прошлым, блестящего, светлого будущего: экономического, культурного, туристического, которого они достойны.

А член жюри фестиваля, президент АО «Казахфильм», поэт, кинорежиссер и сценарист, народный артист Республики Казахстан Бахыт Каирбеков признался, что для него «День победы» теперь ассоциируется с фестивалем «Победили вместе».

– Когда-то я сам стал призером этого фестиваля, – сказал он журналистам – и теперь каждый год в нем участвуют казахстанские фильмы. Считаю, что в плане событийности этот фестиваль привлекает огромное количество творческих людей, а также туристов. Через фильмы участников конкурса жители других городов и стран смогут узнать историю Севастополя. Думаю, что люди, приезжающие в Севастополь на кинофестиваль, знакомясь с городом, влюбляются в него и передают потом эти эмоции зрителям.

А председатель жюри, режиссер Сергей Мирошниченко, пообещал журналистам немало настоящих фильмов-шедевров, в чем впоследствии мы убедились, просмотрев за время фестиваля большое количество прекрасных картин. Действительно программа этого года была яркой, интересной и очень разнообразной. В этом году, по словам программного директора Яны Конофальской, была продолжена работа по реформированию фестиваля, начатая еще в прошлом году. Мы постарались, сказала она, расширить географию и фокус – искать и, если получится, уловить отражение нашего прошлого – в сегодняшнем дне, в современной жизни – в разных уголках мира.

Забегая вперед, можно с уверенностью сказать, что им это удалось сполна.

Церемония открытия фестиваля традиционно прошла в Драматическом театре им. Лавренева, об открытии которого объявил президент фестиваля Владимир Меньшов.

XIII-й по счету фестиваль – это немалый срок. За это время фестиваль приобрел новое звучание, раскрывая темы подвига и победы не только в Великой Отечественной войне, но и в различных сферах современной жизни: в культурной, социальной, профессиональной, осмысливая героику наших дней. Сегодня он выступает культурной и художественной площадкой, целью работы которой является объединение и профессиональная поддержка документалистов, отражающих в своем творчестве актуальное прочтение темы фестиваля, а также способствует сохранению живого кинематографического пространства стран, объединенных общей историей.

В рамках нынешнего фестиваля проходило два конкурса: документальных и телевизионных фильмов. В конкурсе документальных фильмов было представлено 25 работ из 12 стран, состоящих из двух блоков – «Отражение» и «Память». В блок «Память» вошли фильмы, посвященные войне 1941-1945 годов, ее событиям, предпосылкам и последствиям. В блоке «Отражение» – работы, показывающие жизнь наших современников, проблемы сегодняшнего дня, их чаяния и заботы.

О замечательных фильмах, просмотренных нами на фестивале можно много и долго говорить. Отметим только некоторые, наиболее значимые.

Большое впечатление произвела работа независимого немецкого документалиста Марка Барталмая, снятого совместно с Нелей Ойстрах «Прифронтовой Донецк. Республика нон грата» (блок «Отражение»). Работа тем более интересна, что снял картину иностранец, что само по себе уже является с его стороны мужественным поступком. Он решил лично поехать на Донбасс и провести свое собственное расследование. Зритель увидел Донбасс глазами иностранца, который сравнивает информацию новостных лент с тем, что ему удалось узнать непосредственно на месте событий. Автор рассказывает о простых людях, проживающих в прифронтовом Донецке, их жизни, о том, как развивается республика, как решаются актуальные проблемы различных аспектов жизни людей. Автор сделал попытку «вырвать» тему войны из абстрактного контекста и придать ей человеческое лицо. Встречи с простыми жителями, а также с руководителями различного ранга Донецка, беседы с ними, живые, документальные кадры, происходящего в этом регионе, настолько красноречивы и убедительны, что в объективности автора не приходится сомневаться. Более объективного документа даже невозможно придумать.

Представленный на конкурс фильм «Братья по оружию. Во имя общей Победы» (блок «Память») режиссера Олега Штрома – обладателя Гран-при X фестиваля «Победили вместе» в 2014 году, рассказывает удивительную историю 90-летнего ветерана Великой Отечественной войны Владимира Куца, который вспоминает о своих встречах с союзниками из западных стран. Спустя 73 года вместе со съемочной группой он повторил свой уникальный боевой путь. Узник трудового лагеря под Штутгартом, в 1945 году, он был освобожден американскими солдатами и стал сыном полка. Вместе с американскими войсками прошел путь до города Эннс в Австрии, где в мае 1945 года соединились союзнические войска США и СССР. Перед возвращением домой еще четыре месяца он служил в контрразведке 5-й Воздушно-десантной дивизии Красной Армии. Жизнь и судьба сделала Владимира героем двух армий. Он был удостоен американской награды «Пурпурное сердце» и звания Советского гвардейца-десантника.

О страницах малоизвестных фактов трагедии цыган во время Второй мировой войны рассказывает словацкий фильм «Дырка в голове» сценариста и режиссера из Словакии Роберта Кирхгоффа. Фильм рассказывает о страшных зверствах фашистов над цыганами, которых убивали сотнями и тысячами: в концлагерях, на краю массовых захоронений и на обочине дорог, прикладами, молотками и в газовых камерах. Эта история до сих пор окутана молчанием. В течении многих лет цыгане существовали и продолжают существовать на обочине общества. Но они выжили и сохранили свою память и шрамы как доказательство преступления. В мире, где возродился фашизм, они являются одними из последних живых свидетелей Холокоста.

Чехию на фестивале представила лента Мирослава Янека под названием «Нормальный аутистский фильм» (блок «Отражение»). Это фильм о ментально больных детях с проблемами адаптации, которых называют аутистами. Автор ставит небесспорный вопрос: что является нормой и кто должен ее определять: жить в постоянной спешке, не обращая внимания на абсурдность современной жизни, или с тоской искать порядок, мир и спокойствие в этом мире?

Продолжает детскую тему бельгийский фильм «Земля просвещенных» (режиссер Пьетер-Жан Де Пю, блок «Отражение»), рассказывающий об афганских детях, несущих добровольную службу по поддержанию порядка на подконтрольной территории. В фильме сочетаются вымышленные и документальные эпизоды. Это кинематографическое путешествие в страну Афганистан, измученную бесконечными войнами, где дети являются такими же их заложниками, как и взрослое население.

Мастер кинодокументалистики Евгений Голынкин представил на конкурс свою новую работу – «Сердце. Сорок лет спустя» (блок «Отражение»). Фильм посвященный Леониду Гуревичу, чью мастерскую в 1987 году на Высших курсах сценаристов и режиссеров закончил автор. В 1979 году Гуревич снял документальный фильм «Сердце», в котором речь шла о героических буднях советских кардиохирургах. Тогда, сорок лет тому назад, врачи размышляли о цене человеческой жизни, говорили о своих переживаниях, вызванных смертью пациента, несовершенстве нашей медицины, недостатке знаний и ответственности врачей. За прошедшие с тех пор годы медицина совершила невероятный прорыв в хирургии, появилось новое высокотехнологичное оборудование, значительно расширились знания в области кардиологии, но неизменным осталось одно – каждодневный напряженный труд на грани подвига наших врачей, изучающих важнейший орган человека – его сердце. Остались прежними и нравственные проблемы, одолевающие врачей. Обо всём этом и рассказывает фильм Голынкина.

Тему врачей продолжает фильм молодого режиссера из Кыргыстана Адилета Каржоева «Спасибо, доктор!», снятый в Киргизии в копродукции с Польшей и Францией. Фильм рассказывает о восьмидесятилетнем хирурге, заведующем хирургическим отделением городской больницы, Эрнсте Акрамове, всю свою жизнь посвятившему хирургии. Вот уже двадцать пять лет он в буквальном смысле живет в стенах больницы. Всё, что у него есть, – это его больница, больные, которые обожают его, и маленькая комнатка на территории больницы…

Специальным показом на фестивале был полнометражный документальный фильм «Одесса. Черная весна» российского режиссера Андрея Дёмина. Спустя два года после трагедии в Одессе 2 мая 2014 года стали поступать уникальные материалы о подготовке и реализации плана подавления оппозиционного движения, получившее название «Куликово поле». Расследование обстоятельств трагедии на основе уникальных материалов и свидетельств позволили в деталях восстановить картину происшествия. Более 200 часов видеоматериалов с места трагедии, более 50 часов интервью с очевидцами и участниками событий – материал, которым располагал режиссер. Уникальные электронные и печатные документы, указывающие на истинных виновников и организаторов события, ставшего «черной весной» для жителей Одессы. Фильм потрясает своей жестокостью и откровением, и, конечно же, никого не оставил равнодушным.

На фестивале в конкурсной и внеконкурсной программах были широко представлены фильмы из Китая. В конкурсной программе документальных фильмов был показан русско-китайский фильм «У стен Москвы. Битва за Чанша», (режиссер Григорий Илугдин, блок «Память»), рассказывающий об удивительном факте – совпадении во времени героической обороны Москвы и китайского города Чанша. Через показ происходящих практически одновременно героических событий: обороны Москвы и битвы за Чанша раскрывается огромная роль России и Китая в развенчании мифа о силе и мощи германского фашизма, и японского милитаризма, рассказывается о взаимной поддержке двух наших народов в решающий период Второй мировой воны, когда на Европейском и Тихоокеанском фронтах силы союзников терпели одну неудачу за другой.

В конкурсе телевизионных работ из Китая были представлены фильм о Рихарде Зорге «Король красных разведчиков в Китае» (режиссер Яо Дунмэй, блок «Портрет»), «Свидетель резни в Нанкине в 1937 году» (режиссер Дай Бо, блок «Цикл или сериал») и «Чжан Юйлянь – военный репортер» (режиссер Чан Чэнь, блок «Портрет»).

В телевизионном конкурсе были представлены лучшие работы телеканалов и студий в разных жанрах на исторические и актуальные темы. Он состоял из пяти блоков: «ТВ-фильм», «Репортаж», «Цикл или сериал», «Портрет» и «Программа». В этом конкурсе приняли участие сорок работ из восьми стран.
Молдавский фильм «1918. Бессарабия» (блок «ТВ-фильм») Елены Пахомовой рассказывает о сложном клубке исторических противоречий, из-за которых Молдавия в настоящее время оказалась фактически разделена на два лагеря – пророссийский и прорумынский. Фильм «1918. Бессарабия» – это призыв к соотечественникам отстоять независимость своего государства.

Двумя телевизионными работами была представлена Украина – «Сила музыки» (блок «ТВ-фильм») Софьи Шагаевской из Луганска – рассказ артистов Луганского академического симфонического оркестра о жизни коллектива в период военных действий на Донбассе с 2014 года по сегодняшний день, – и «Зенитчица» (блок «Портрет») Александра Елагина и Виктора Быкодира из Херсона.

«Победили вместе» – единственный кинофестиваль, рожденный в Севастополе. И, конечно же, ежегодно в его программе присутствуют ленты, посвященные этому городу и его жителям. В этом году был представлен фильм Алексея Александрова и Артема Филиппова «Герои Севастопольской весны» (блок «ТВ-фильм»), в котором представлены интервью с севастопольцами, ставшими свидетелями событий весны 2014-го года.

На фестивале также были показаны шесть внеконкурсных программ: «Крым Forever», «Россия завтра», «Актуально: Донбасс», программа студенческих фильмов «Киношколы», а также две именных программы – Натальи Гугуевой и Тофика Шахвердиева. В рамках последней состоялась мировая премьера фильма «Разрешите идти, господин генерал!» Уже одни названия программ здесь говорят сами за себя.

Даже фрагментарный обзор представленных здесь далеко не всех конкурсных и внеконкурсных фильмов, и телепрограмм уже говорит о большом разнообразии и актуальности тем и поднятых в них проблем, происходивших ранее и происходящих в настоящее время событий в разных регионах мира. Это говорит об огромной, поистине титанической работе, проделанной отборщиками фильмов на фестиваль и членами жюри, просмотревших эти фильмы, и, конечно же, организаторами фестиваля. За что им большое спасибо!

Но кинофестиваль – это не только просмотр фильмов, это еще и много разных культурных и профессиональных мероприятий, организованных в рамках фестиваля: это и ежевечерние семинары и обсуждения просмотренных фильмов журналистами и киноведами с их создателями, это и мастер-классы, и творческие встречи с ветеранами войны, это и Круглый стол участников фестиваля, и журналистов, проходивший на севастопольском телевидении на тему «Документальное кино XXI века. Зеркало или инструмент? Документ или идеология?», где шел острый разговор о насущных проблемах современной документалистики и ее перспективах.

Одним из наиболее важных спецмероприятий, проходивших в рамках фестиваля, был VI Российско-Китайский Медиафорум сотрудничества по культуре и туризму, посвященный сопряжению Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза под названием «Партнерство во имя будущего: историко-культурное наследие как фактор единения». Несмотря на то, что форум проводится не первый раз, однако именно это мероприятие послужило укреплению отношений между двумя странами в плане обмена киноопытом и документальными картинами. На Форуме были обсуждены важнейшие проблемы будущего Российско-Китайского сотрудничества в области культуры и туризма. Выступления с российской и китайской сторон представляли большой интерес для обеих сторон, проходившие по темам «Задача «сопряжения» – новая платформа, новая отправная точка, новая интеграция», «Культурные связи – основы успешного экономического сотрудничества», «Медиа-кино и телевидение: историческая миссия в сохранении и развитии историко-культурного наследия» и др. Выступления руководителей телерадиокомпаний, директоров различных Центров и проектов, режиссеров и продюсеров, связанные с заявленными темами, были полезны для обеих сторон. Велся серьезный, взаимно заинтересованный деловой разговор: обсуждения, дискуссии, обмен опытом и мнениями.

По результатам форума были заключены стратегические меморандумы и было принято решение о запуске совместного российско-китайского телеканала «ТВ БРИКС». А Северо-восточное бюро в Харбине Гонконгского спутникового телевидения отныне является со-организатором фестиваля «Победили вместе».

Подведение итогов пленарного заседания медиафорума завершилось торжественным подписанием исторического документа обеими сторонами – «Соглашения о российско-китайском партнерстве». В тестовой версии канал начнет работать в России 3 июня в эфире канала «Продвижение», в ноябре-декабре это будет уже круглосуточный спутниково-кабельный канал, а в 2018 году планируется его запуск в Китае на китайском языке. Отмечено, что контент канала составит медиа продукция стран-участников БРИКС – России, Китая, Индии, Бразилии и ЮАР.

Итак, XIII Международный фестиваль документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» закончил свою работу. На торжественной церемонии закрытия фестиваля, которая проходила в Доме офицера Черноморского флота РФ, были объявлены результаты работы жюри. Лучшие работы были награждены Дипломами и статуэтками фестиваля.

Фестиваль завершил работу, чтобы вернуться сюда ровно через год, но уже с обновлённым названием, точно определяющим место его рождения, а именно – «XIV Международный Севастопольский фестиваль документальных фильмов и телепрограмм».

Фаина Зименкова
Фото Луиза Агеева

Победители и призеры XIII Международного кинофестиваля документальных фильмов и телепрограмм «Победили вместе» в Севастополе

Гран-при получила картина «Земля просвещенных» (The Land of the Enlightened), бельгийского режиссера Пьетер-Жана Де Пю.
Приз президента фестиваля – «Равная величайшим битвам» (сериал), Георгий Негашев, Павел Фаттахутдинов, Андрей Титов, Россия.
Приз оргкомитета и попечительского совета фестиваля – «Наследие – шаг в будущее», Илья Михайлов-Соболевский, Россия.
Приз губернатора Севастополя – «У стен Москвы», Григорий Илугдин, Россия-Китай.

В рамках кинофорума проходило два конкурса: документальных и телевизионных фильмов

В конкурсе документальных фильмов:
• Приз за лучший полнометражный фильм – «Форсаж. Возвращение», режиссер Наталия Гугуева, Россия.
• Приз за лучший короткометражный фильм – «Конкурс», Евгений Ховаев, Россия.
• Приз за лучшую режиссерскую работу – «Сердце, 40 лет спустя» Евгений Голынкин, Россия.
• Приз за лучшую сценарную работу – «После Гитлера» (After Hitler), Давид Корн-Бржожа, Франция.
• Приз за лучшую операторскую работу – «Нормальный аутистский фильм» (Normal Autistic Film), Мирослав Янек, Чехия.
• Приз за лучший фильм на военно-историческую тему – «Прифронтовой Донецк. Республика нон грата», Марк Барталмай, Неля Ойстрах, Германия.
• Спецдиплом – «Обреченная красота» (Doomed Beauty), Хелена Тржештикова, Якуб Хейна, Чехия.
• Приз зрительских симпатий – «Бежать от войны», Мария Иванова, Николай Викторов, Россия.
В конкурсе телевизионных фильмов:
• Приз за лучший телефильм получили две картины – «1918. Бессарабия» – Елена Пахомова, Молдова и «Одесса. Черная весна», Андрей Демин, Россия.
• Приз за лучший документальный телесериал – «Владимир Юрзинов. Большой хоккей», Олег Солдатенков, Россия.
• Приз за лучшее продюсирование фильмов о спорте – Михаил Тюркин.
• Приз за лучший телефильм-портрет – «Король красных разведчиков в Китае (Рихард Зорге)», Яо Дунмэй, Китай.
• Приз за лучшую телепрограмму – «Русский атом. Удивительные машины», Евгений Похоменков, Россия.
• Приз за лучший телерепортаж – «150 – не предел, Михаил Чурбанов», Россия
• Приз за лучшую социально-философскую работу – «В поисках веры», Асия Байгожина, Казахстан.
• Приз за лучший фильм о культуре – «Сила музыки», София Шагаевская, Луганск, Украина.
• Приз Черноморского флота РФ – «Они нас слышат», Владимир Самородов, Марина Труш, Россия.
Призы студенческого жюри (Киношколы):
• Лучший студенческий фильм – «Американская мечта. Дым отечества», Андрей Ананин, Россия (ВГИК).
• Лучшая режиссура – «Летать, Клавдия Антоненко», Россия (ВГИК).
• Лучшая сценарная работа – «Замороженная звезда», Дия Алших, Сирия (БГАИ).
• Лучший дебют – «Уроки Айтматова», Разбей Садыков, Киргизия (ВГИК)
Дипломы получили:
• За лучший фильм о Второй мировой войне – «Память не меркнет», Нона Парсамян, Армения (Академия ТВ и радио Армении).
• За лучший фильм в жанре сатиры — Скоро на Первом, Нозанин Абдулвасиева, Анастасия Сергеева, Москва, Россия (ВГИК)
• За творческий поиск – «Сибирский ковчег», Павел Скоробогатов, Иркутск, Россия (ВКСР).
• За веру и верность – «Ладан–навигатор», Александр Куприн, Россия.
• Диплом также получил Кирилл Власенко за фильм «Гарич», Беларусь.
• Специальный диплом жюри Фестиваля – «Мост», режиссер Анна Драницына
• Приз общественной организации «Опора России» – «Братья по оружию», режиссер Олег Штром
• Приз прессы, аккредитованной на фестивале, достался фильму «Спасибо, доктор!» (Thank you, doctor!), Адилет Каржоев, Франция, Польша, Кыргызстан.

Related Post