«Это было что-то невероятное! В некоторые моменты я была близка к трансу – мне казалось, что я не в центре Москвы, а где-то на пирамидах во время церемонии ацтеков», – таким впечатлением поделилась одна из слушательниц сразу после концерта «Мексика: пульсы истории», проходившего 25 июня 2017 года в Московской консерватории имени П.И. Чайковского. 
В тот вечер на сцене Рахманиновского зала, известного своей «летящей акустикой», выступала артистка Оркестра филармонии г. Мехико Габриэла Хименес, виртуозно владеющая всеми видами перкуссии. Несколько вещей в дуэте с ней исполнила ее коллега из этого же оркестра – альтистка Милана Соболева, живущая с 1990 года в Мексике. Концерт проходил в рамках XV Международного музыкального фестиваля «Вселенная звука», который проводится Научно-творческим центром «Музыкальные культуры мира», предоставляя московским зрителям и гостям российской столицы возможность услышать аутентичную и современную музыку в классических традициях в исполнении лучших музыкантов из разных стран.

Концерт «Мексика: пульсы истории» предваряла приветственная речь Чрезвычайного и Полномочного Посла Мексики в России госпожи Нормы Пенсадо Морено, заступившей на этот пост 21 июня 2017 года. Ее Превосходительство сказала, что это ее первое публичное выступление в качестве Посла в России, и глубоко символично, что оно открывает такое прекрасное культурное мероприятие – концерт мексиканской музыки в прославленной Московской консерватории! Госпожа Пенсадо выразила надежду, что музыка ее древней земли проникнет в сердца российских слушателей и сделает народы двух стран ближе.

Атташе по культуре Посольства Мексики в России господин Хорхе Рейносо Поленс поблагодарил Центр «Музыкальные культуры мира» в лице ее руководителя музыковеда Маргариты Каратыгиной, которая является инициатором и директором одного из самых престижных фестивалей традиционной музыки в мире. Господин Рейносо подчеркнул, что данный концерт организовал Фонд российско-мексиканского культурного сотрудничества имени П.И. Чайковского, созданный в 2014 году представителями российского музыкального сообщества в г. Мехико.

Президент Фонда Мария Непомнящая, открывая концерт, сказала: «Музыка, которую вы сегодня услышите, пришла из глубины веков. Некоторые произведения, которые сегодня исполнит на ударных инструментах Габриэла Хименес, – точный звуковой слепок того, что слышали древние ацтеки и майя во время своих сакральных ритуалов. Габриэла Хименес будет их исполнять на инструментах доколумбовой Мексики, которые были созданы современными мастерами на основе исторических рисунков и дошедших до нас сквозь века раритетов».

Наверно, за всю свою 130-летнюю историю Рахманиновский зал не ведал такого разнообразия ритмов и звуков ударных инструментов! А то, что можно создавать музыку, используя только пульты для нот, стало в тот вечер открытием для всех слушателей. Габриэлу Хименес неслучайно называют «Королевой ритмов». Она может моментально преображаться на сцене – из тихой индианки, деликатно ударяющей палочками по символизирующему женское начало бруску «тепонастли», она вдруг превращается в грозную колдунью с бубнами в руках, затем мы видим ее в облике строгой учительницы, четко дающей указания всем регистрам вибрафона. А встав за установку с литаврами, Габриэла становится апологетом тяжелого рока, заставляющего почтенную публику академического зала раскачиваться в такт.

Габриэла Хименес окончила Высшую школу музыки «Жизнь и движение» в Мехико по специальности «ударные инструменты». Получила степень бакалавра музыки в Хартфордском университете (США), магистра музыки в Университете Анауак (Мексика). Звание «Мастер музыки» ей присвоено в Манхэттенской школе (США). С 1991 г. она концертмейстер ударной группы Оркестра филармонии г. Мехико, преподаватель кафедры ударных инструментов в Национальном университете Мексики и Высшей школе музыки «Жизнь и движение». Выступала в качестве солистки со всеми симфоническими оркестрами Мексики, а также Симфоническим оркестром г. Сан-Диего (США), Оркестром Манхэттенской филармонии (г. Нью-Йорк, США), Национальным симфоническим оркестром Венесуэлы. Работала с такими дирижерами как Курт Мазур, Леонард Бернстайн, Лукас Фосс, Оливер Кнассен, Скотт Ю, Андре Превин, Дэвид Гилберт. В 2004 г. выступала с «Оркестром Мира» под управлением Валерия Гергиева в Москве и Санкт-Петербурге в группе ударных инструментов. Но ее потрясающие соло москвичи смогли услышать впервые только во «Вселенной звука» -2017.

В культуре Мексики переплелись разные традиции и эпохи. Это очень органично отразилось в программе концерта. В дуэте с альтисткой Миланой Соболевой Габриэла Хименес исполнила на вибрафоне и ударных несколько произведений современных композиторов – американца Дэвида Нуна и мексиканца Алексиса Аранды. Музыка каждого из них очень своеобразна, они оба композиторы-новаторы, любят экспериментировать со звуком, много пишут для театра и кино, оба уже достаточно известны в музыкальном пространстве планеты, но в России их музыка со сцены прозвучала впервые. Отметим, что композитор Дэвид Нун, профессор Манхэттенской Высшей школы музыки (США), старше своего мексиканского коллеги на целое поколение. Он родился в 1946 году, Алексис Аранда – в 1974. Дэвид Нун получил степень магистра музыковедения в Нью-Йоркском университете. Стиль Нуна формировался под влиянием Стравинского, Веберна, Булеза, ему присуще сочетание классических форм (соната, вариации, рондо, средневековые танцы) и тонального диатонизма в гармонии. Габриэла Хименес и Милана Соболева в Москве исполнили его «Концертный дуэт для альта и вибрафона». Со сцены Московской консерватории прозвучали и его пьесы, написанные специально для ударных инструментов в качестве соло: зажигательные «Четыре шкуры» для четырех тамтамов и «TRIPLE X» – «Трижды три» для девяти ударных инструментов: три из них из древесины, три из металла и три мембранных – из натянутой кожи.

Композитор Алексис Аранда – один из ярких представителей неоромантизма в симфонической музыке. Он выпускник Национальной консерватории г. Мехико по классу композиции (проф. Марио Лависта), лауреат Премии имени Моцарта (2002). Произведения Алексиса Аранды исполняются наиболее известными оркестрами Мексики по всей стране, в США – филармоническими оркестрами Луизианы, Хантсвилла (штат Алабама), Мичигана и Нью-Мексико. Его произведения звучат в исполнении Оркестра филармонии Буэнос-Айреса (Аргентина), Монтевидео (Уругвай), Национального симфонического оркестра Перу, Оркестра «Charlemage» (Бельгия). Алексис Аранда – участник многих международных фестивалей Мексики, стран Латинской Америки и Европы. Музыка Аранды очень востребована в кино и театральных постановках. Его мелодии напоминают песни без слов, а то и драматические диалоги почти зримых героев. На фестивале «Вселенная звука» в Москве прозвучало Адажио из его Концерта для виолончели с оркестром в авторском переложении для альта и вибрафона. Большим успехом у слушателей пользовалась и его лирическая пьеса Credo, исполненная Габриэлой Хименес и Миланой Соболевой.

Альтистка Милана Соболева родилась в г. Москве, окончила МДМШ им. Гнесиных по классу скрипки (педагог М. Ф. Украинцева), затем ГМПУ им. Гнесиных по классу альта (преподаватель Е.Ю. Стоклицкая) и Российскую академию музыки им. Гнесиных по специальности «альт» (класс проф. Ю.М. Юрова). С 1990 г. по настоящее время работает в Оркестре филармонии г. Мехико, являясь заместителем концертмейстера группы альтов и солисткой оркестра. Работала в струнном квартете «Sor Huana», преподавала на кафедре альта в частной Академии музыки Юрико Коронумы (Мексика). Является одним из организаторов Ансамбля альтистов г. Мехико, успешно выступающего на различных площадках страны. В 2014 г. Милана Соболева стала инициатором создания Фонда российско-мексиканского культурного сотрудничества им. П.И. Чайковского в Мексике. Концерт «Мексика: пульсы истории» в Рахманиновском зале Московской консерватории – один из проектов Фонда.

Взыскательная столичная публика высоко оценила мастерство Габриэлы Хименес и Миланы Соболевой. После продолжительных аплодисментов дуэт вышел на бис, и в зал полилась музыка, хорошо знакомая всем с детства ¬– «Лебедь» Камила Сен-Санса. Гибкий и нежный звук альта летел над прозрачными серебристыми волнами вибрафона, то опускаясь на его поверхность, то вновь устремляясь в вышину.

Зименкова Фаина
Фото Аиды Соболевой

Related Post