В Европе происходит кризис уверенности в себе, а не миграционный кризис, заявляет аналитик Всемирного экономического форума.

 Халид Козер является исполнительным директором Глобального Фонда по вовлечению и устойчивости сообщества (Global Community Engagement and Resilience Fund). Он также является главой Глобальной повестки дня по миграции Всемирного экономического форума (World Economic Forum Global Agenda Council of Migration).

На прошлой неделе он прочитал лекцию на закрытии конференции Городов Миграции, прошедшей в Торонто. Конференция была посвящена тому, как большие и малые города формируют повестку дня в отношении миграции и какие стратегии они применяют для успешной адаптации вновь прибывших и для развития их экономического потенциала.

По мнению Халида Козера, то, что происходит сейчас в Европе — это не кризис, а управляемая ситуация с большим потенциалом выгоды для континента. Всего лишь надо увидеть перспективу и осмыслить историческую реальность, которая заключается в том, что мигранты приносят принимающим странам больше экономической и социальной выгоды, а вовсе не являются нагрузкой на общество.

Несомненно, что в данное время в мире нет более важного явления, чем миграция. Но при разговоре об увеличивающимся потоке людей перемещенных лиц, необходимо помнить, что другие страны, а вовсе не Европа, принимают на себя их большинство.  Действительно, 85% перемещенных лиц в мире находятся либо в самой стране конфликта, либо в соседних странах.  Европа, с населением в 500 миллионов человек  — самый богатый единый рынок мира — может принять те 2 миллиона которые рискуя жизнью пытаются туда проникнуть. Да, это вызов, но это не кризис.

Тем не менее, во многих странах Европы реакция на прилив мигрантов  становится все менее дружелюбной.

Какова же ситуация в Северной Америке ?

Соединенные Штаты и Канада из-за своего географического положения ограждены от трудно контролируемого потока людей, прибывающего в Европу. Обе страны являются странами построенными на иммиграции, и традиционно ежегодно принимают большое количество мигрантов по существующим программам иммиграции. Эти программы отличны от гуманитарной миграции, которая состоит из людей, подающих документы на статус беженца, спасающихся от войн или других чрезвычайных ситуаций.  В отличие от США, которые недавно подняли квоту на беженцев из Сирии до 10.000 человек (с 2011 по октябрь 2015 США приняли лишь около 2.000 человек), Канада увеличила квоты значительнее, и лишь за 5 месяцев в 2015-2016 годов приняла 25.000 беженцев из Сирии, за что получила благодарность мирового сообщества.

Однако, по сравнению с ситуацией в Европе — эти цифры ничтожны.  Богатые страны как США и Канада, безусловно, могут принять больше беженцев.  То же самое касается России.

Надо признать, что ситуация с ничтожным количеством сирийцев просящих убежище в России ставит перед нами неудобные вопросы. Почему, в то время как люди рискуя всем рвутся в Европу, лишь ничножно малая толика желает приехать в Россию?  По данным официальных источников, в 2015 году в России было 12.000 сирийцев, просящих убежище, из которых только 2.000 смогли получить временное убежище. Этот статус надо продлевать каждый год, в дальнейшем страны ожидают что человек вернется в страну происхождения.  Лишь единицы смогли получить статус беженца. Остальные не могут получить помощи и рискую стать нелегалами.  Россия, как и многие другие страны (особенно Восточной Европы), старается быть как можно более непривлекательной для мигрантов и беженцев.  Вопрос в том, насколько это решение является обоснованным с точки зрения развития экономики? Роль мигрантов в развитии экономики велика, и их вклад в ВВП намного превышает затраты на их содержание.

Похоже, что в России тоже существует кризис уверенности в себе — уверенности в силах государства справится с задачей интеграции и адаптации вновь прибывших в жизнь общества, и неверие в способность страны направить энергию мигрантов на развитие страны.

IMG_2077 Что же необходимо сделать для принятия более информированных решений в сфере миграции?

 По мнению Халида Козера, во-первых, необходимо сократить все расширяющуюся пропасть между тем, во что люди предпочитают верить и реальностью. Заблуждением, в которое предпочитает верить большинство, является точка зрения, рассматривающая мигрантов как проблему, а не решение, когда их видят как нагрузку на государсто и его социальную систему, а не экономическую возможность.  Эта пропасть между мифом и реальностью растет, несмотря на существующие доказательства противоположного.

Для того что бы преодолеть эту пропасть, необходимо:                                                         а) образование и диалог между всеми заинтересованными лицами, включая самих мигрантов.                                                                                                                                             б) Политическое лидерство, особенно людей не боящихся взять на себя ответственность и принять непопулярные, в краткосрочной перспективе, решения.  в) Ответственное раскрытие ситуации средствами массовой информации, показывающее людям что мигрантов не надо опасаться.

Необходимо разрешить конфликт между краткосрочными целями политиков и тем фактом, что миграция приносит дивиденды чаще всего в долгосрочной перспективе.  Необходимо поощрять частный бизнес использовать потенциал мигрантов, для понимания миграция приносит богатые долгосрочные дивиденты, которые невозможно продемонстрировать в краткие электоральные периоды.  Это бы помогло политическим лидерам принимать решения направленные на политику благоприяствующую миграции. Основываясь на статистических данных и научных исследованиях, бизнес обоснование для вовлечения бизнеса в развитие миграции, разнообразия и включенности является подавляющим.

В третьих, согласно Козеру, необходимо расширить сужающееся пространство для объективного диалога, которое, по его мнению, практически невозможно найти сейчас в Европе.  Люди часто придерживаются полярных взглядов —  и видят ситуацию лишь в черном или белом свере — миграция либо огромное зло и угроза безопасности, либо абсолютное благо, которое нельзя критиковать.  А ведь в действительности мигранты и беженцы не отбирают у нас работу, не являются пособниками террористов и потенциальными преступниками.  Правда, что если интеграционные программы не удаются, часть мигрантов могут пополнить ряды бедноты, маргинализованных и обделенных слоев населения. Странам необходимо использовать потенциал вовлечения людей в сообщество и составлять миграционную политику, поощряющую этническое разнообразие.

Однако во многих странах мира сейчас существует кризис уверенности в себе, а не миграционный кризис. Это кризис уверенности в политике, в политиках которым нехварает уверенности в себе быть лидерами (кроме Ангелы Меркель),  недостаток уверенности в способности правительства справится с кризисом.  Такая ситуация представляет угрозу ценостям Европы, и даже, согласно обозревателям, самому существованию Европейского Союза. Это также угрожает верховенству права, и выполнению норм прав человека, подписанным европейскими странами.

Выводы конференции Города миграции показывают, что щедрость по отношению к беженцам окупается во много раз.  Информацию по успешным проектам поощряющим интеграцию мигрантов во всем мире, и доказательства полезности миграции для экономического развития страны и уровня занятости, можно найти на сайте http://citiesofmigration.ca/

Related Post