В Карловых Варах завершился 53-й Международный кинофестиваль, самый престижный и старейший в Восточной Европе, который был посвящен памяти режиссера, сценариста Милоша Формана, лауреата премии “Оскар”, постановщика фильмов “Пролетая над гнездом кукушки”, “Народ против Ларри Флинта”, “Призраки Гойи”, который скончался в возрасте 86 лет.

Верный себе Милош Форман

Ежегодный кинофестиваль в Карловых Варах впервые был проведен в 1946 году без конкурса в чешском курортном городе Марианске-Лазне, но с 1948 года фестиваль проводится в Карловых Варах в гостинице Thermal. По данным организаторов кинофестиваль посетили 13080 аккредитованных посетителей, из них 10857 имели фестивальные пропуска, здесь отметились 403 режиссера, 1190 кинопрофессионала и 630 журналистов из разных стран мира. На 53-м Международном кинофестивале в Карловых Варах состоялась мировая премьера 35 фильмов, восемь конкурсных фильмов были заявлены на международную премьеру, семь – на европейскую премьеру. В состав жюри вошли: режиссер, сценарист Марк Казинс (Великобритания), хорватская актриса Зринка Цвитешич, итальянский продюсер Марта Донцелли, Зденек Холи (Чехия) и, наконец, режиссер, сценарист Нанук Леопольд (Нидерланды).  «Мы видим, что интерес, к так называемым бесформенным фильмам пропал, они описывают определённые чувства и настроения, — говорит художественный директор фестиваля Карел Ох, — Они отражают внутренний мир режиссера гораздо больше, чем в тех случаях, когда он является поклонником жанрового кино и не боится играть и экспериментировать с жанровыми гибридами и миксами. Вот, что мне нравится в словацком режиссере Петере Бебяке, я слежу за его карьерой с большим интересом”.

   На Карловарском международном кинофестивале почтили память недавно ушедшего режиссера Милоша Формана, на церемонии открытия показали его фильм 1965 года “Любовные похождения блондинки”, который стал одним из культовых фильмов Чехословацкой новой волны, мало кто помнит, что через год другой фильм легендарного чешского режиссера Формана “Бал пожарных” был номинирован на “Оскар” и “Золотой глобус” в категории “Лучший иностранный фильм”, но остался без наград.  На концерте в гостинице Thermal прозвучали музыкальные произведения из фильмов Милоша Формана, зрители услышали саундтрек из фильмов “Бал пожарных”, “Волосы”, “Вальмон” и “Амадей” в исполнении Национального Симфонического оркестра во главе с дирижером Либором Пешеком, Рыцарем-Командором ордена Британской империи. “Милош Форман был не только отличным режиссером, но и большим другом Карловарского кинофестиваля, — говорит президент Международного кинофестиваля в Карловых Варах Иржи Бартошка, —  Мы решили запомнить его не хвалебными речами, а тем, что он символизировал – его фильмом. И хотя многие местные зрители помнят “Любовные похождения блондинки” по многочисленным показам фильма по телевидению, они и наши зарубежные гости, конечно, оценят возможность увидеть картину на большом экране”.

Хрустальный глобус, главную награду кинофестиваля получил фильм “Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары” румынского режиссера  Раду Жуде. 41-летний режиссер использует погружение в историческую эпоху Второй мировой войны, чтобы показать малоизвестные факты о Второй мировой войне, в которых знаменитый румынский маршал Йон Антонеску устроил резню евреев. Член жюри Марк Казинс отметил, что фильм Жуде “указывает пальцем на тех людей, которые хотят переписать историю”. Продюсер Ада Соломон вышла на сцену получать награду вместе с режиссером Раду Жуде, создателем фильмов “Истерзанные средца”, “Мертвая страна».

Весь мир в одной точке

Дебютный фильм Елизаветы Стишовой “Сулейман гора” получил приз в секции “К Востоку от Запада”, а также картина была отмечена призом Федерации кинокритиков Европы и стран Средиземноморья. Взору режиссера открылось огромное непаханое поле кинопроизводства в тесном сотрудничестве с Кыргызстаном: в “Сулейман горе” казахстанский актер Асет Имангалиев играет независимого мужчину, который ловко обыгрывает двух своих жен, роли которых достались непрофессиональным актрисам — Перизат  Эрманбетовой и Тургунай Эркинбековой. Недавно воссоединившись с заботливым сыном пары Улуком (играет Даниэль Дайырбеков), его жена пытается сохранить семью, в то время как его молодая, холодная, расчетливая другая супруга  забеременела от Карабаса и не намерена уступать сопернице. Конечно, здесь не обошлось без грамотного киномаркетинга. Искушенной публике, уставшей от слезливых драм “Сулейман гора” была преподнесена как артхаусный фильм с неординарным юмором, напряженной неопределенностью, иногда жестокими ритуалами Киргизии, включающими фольклор и шаманство. Страх и риск, первые шаги режиссера Елизаветы Стишовой по трудному пути кинематографа были оценены по достоинству.

И, пожалуй, главная изюминка Карловарского кинофестиваля – потрясающий фильм “Подбросы” российского режиссера Ивана И. Твердовского, фаворита “Кинотавра”, который получил Специальный приз жюри и разделил награду вместе c фильмом “История любви” Сони Просенц. Он рассказывает историю юноши Дениса (Денис Власенко), который болен редкой болезнью — анальгезией, он не чувствует никакой боли,  живет в интернате, но неожиданно мать Оксана (Анна Слю) забирает его к себе домой в Москву для своей собственной выгоды, и он становится участником организованной преступной группы, бросаясь под колеса дорогих машин, чтобы получить взятку у водителя за уничтожение судебного дела.  В общем, по словам режиссера Твердовского, его задача была показать “нетипичные отношения между матерью и ребенком”, она смутно помнит, как 16 лет назад отдала его в интернат, они совершенно не знают друг друга, мать Оксана не понимает, что значит по-настоящему любить сына, само понятие материнство казалось ей чуждым, но спустя много лет она решила похитить сына из интерната и их отношения начинают развиваться.

Лучшей актрисой была признана аргентинка Мерседес Моран за роль противоречивой жены и матери Лукреции в фильме “Флорианаполис” режиссера Аны Кац, а лучшим актером – Моше Фолкенфлик за роль в фильме “Искупление” Йосси Мадмони, Боаза Йехонатана Йаакова, где он примерил на себя роль человека, который делает мучительный выбор между церковью, его православной верой и желанием играть рок-н-ролл. Испытание это было для его героя по-настоящему тяжелым.

Почетным гостем церемонии закрытия кинофестиваля в Карловых Варах стал 32-летний сердцеед, актер Роберт Паттинсон, звезда фильмов “Помни меня”, “Космополис”, который двигается вперед семимильными шагами и получил почетный приз президента фестиваля Иржи Бартошки. И это не пустая похвальба, это награда обоснованная. “Так много режиссеров говорили мне, что этот кинофестиваль в Карловых Варах очень веселый, и если вы действительно хотите повеселиться, это лучшее место, чтобы сделать это, — говорит Роберт Паттинсон, — Это одна из вещей, которая заставила меня приехать сюда – здесь есть призы и вечеринки”.

Его коллега по цеху, американский актер Тим Роббинс получил Хрустальный глобус за вклад в мировой кинематограф, решивший бросить все на карту и покончить с безмятежной жизнью, снявшись в фильмах “Побег из Шоушенка”, “Таинственная река” и “Нечего терять” и его сопровождал феноменальный успех. Загадкой остается то, насколько большую роль в жизни актера играет музыка, в Карловых Варах он выступил в качестве исполнителя вместе со своей группой Тим Роббинс и The Rogues Gallery Band. “В детстве сначала я хотел быть ковбоем, потом астронавтом. И затем бейсболистом, — говорит актер Тим Роббинс, который несколько лет назад расстался с голливудской актрисой Сьюзен Сарандон и прибыл на кинофестиваль с новой пассией — Я один из четверых детей, который привлек внимание, хвастаясь. Но  все же я до сих пор не сыграл  в фильме ковбоя”.  Голливудский 76-летний режиссер, сценарист Барри Левинсон, начал кинематографическую карьеру с четкого заявления своих приоритетов, снял такие фильмы как “Человек дождя”, “Высоты свободы”, совмещая интуицию и профессионализм, он получил приз зрительских симпатий Карловарского кинофестиваля. На 53-м Международном кинофестивале в Карловых Варах он представил свой новый фильм “Патерно” с участием Аль Пачино, Кэти Бейкер, Кеннет Махараджа и Майкла Мастро, который рассказывает о знаменитом американском тренере Джо Патерно, в 2011 замешанном в сексуальном скандале, который был с треском уволен с поста главного тренера Университета штата Пенсильвания.

Игорь Шевкун

Похожие записи