В Королеве 30 апреля состоялись очередные дебаты претендентов на выборы в Государственную Думу от Единой России. Начался он со скандала: Игоря Панарина не оказалось в списках лиц, участвующих в дебатах.

Претенденту изрядно потрепали нервы, но инцидент уладили. Тем не менее не это было главным событием мероприятия. Им стала высказанная Игорем Панариным сенсационная мысль о создании Первого Столыпинского банка.

Поскольку темой дебатов было «Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность России», то естественным образом возник вопрос и о «дальневосточном гектаре», о котором уже много было сказано с экранов новостных программ и о котором, несмотря на все разговоры и сообщения, население так толком ничего и не знает.

За три дня до дебатов в г. Королеве Совфед одобрил закон об особенностях предоставления земельных участков в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Документ позволяет однократно и бесплатно наделять граждан РФ землей площадью не более 1 га в Республике Саха (Якутия), Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, в Амурской, Магаданской, Сахалинской областях, в Еврейской автономной области и в Чукотском автономном округе.

Однако остается неясным, как будет происходить передача земли, кому именно она достанется в последствии (не олигархам ли?) и каковы перспективы на будущее столь смелого шага правительства. Эти вопросы поднял на своем выступлении Игорь Панарин. Публика восприняла информацию со вниманием, что говорило об интересе к поднимаемой теме. Далее Панарин указал на опасность превращения «дальневосточного гектара» в приснопамятный ваучер. Если не решить вопросы реализации программы выделения земли, то все пройдет по сценарию, с которым мы уже сталкивались в 90-е годы, и который имел столь тяжелые последствия для общества и экономики страны.

Второго такого психологического удара, заметил Панарин, нашему обществу не выдержать. Это сущее разграбление богатства России небольшим количеством толстосумов. А чтобы судьба «дальневосточного гектара» не повторила судьбу ваучера в 90-е, по мнению Игоря Панарина, необходимо создать Первый Столыпинский банк.

Он привел в пример своего деда, который в 1913 году по действующей столыпинской реформе переселился в Сибирь, получил землю и обустроил собственное хозяйство. Тогда Россия только выиграла от переселенцев, выиграл и дед, и многие другие, кто приехал поднимать новые земли. Так почему бы не повторить этот положительный опыт в наши дни? Однако одного желания или приказа к началу процесса мало. Нужно создать условия для того, чтобы такая важная идея была воплощена в жизнь, а не вывернулась бы на полпути в другую и впоследствии не обернулась катастрофой. Для этого и необходим банк. В начале прошлого века для реализации земельной реформы был создан специально Крестьянский банк. В наши дни существование подобного учреждения – так же необходимо. Название, которое ассоциируется с великим реформатором, имеет нравственную внутреннюю основу – это и дань Столыпину, и указание на направленность деятельности в соответствии с положительным историческим примером.

Журнал Экоград опубликовал мнение Степана Сулакшина, генерального директора Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, по поводу Первого Столыпинского банка. Аналитик сомневается в его необходимости, считая, что никакой возможности для создания такового учреждения нет, то есть нужны огромные средства, которых государству неоткуда взять. Не верит он также и в саму идею переселения, будучи убежденным, что никто не пожелает ехать в те далекие края.

Такая позиция понятна. Слишком уж хорошо господа аналитики устроены, чтобы представить необходимость и возможность что-либо менять в своей жизни. А остальных меряют по себе. Однако они не учитывают другого: не все в России так обеспечены.

Если следовать правилу хорошо приспособившихся людей, то вообще ничего делать не надо. Сулакшин приводит цитату из речи Дмитрия Медведева, где говорится, что город Комсомольск-на-Амуре покинуло за последнее время 8% населения. Но это не убеждает в том, что никто другой не пожелает обосноваться в столь богатых и красивых местах, как и вернуться ранее уехавшим оттуда обратно. Рискну предположить, что из Комсомольска-на-Амуре уезжают не из-за климата, и не из-за Китая, и не из отдаленности от европейской части страны, а именно потому, что нет работы, нет средств на жизнь, нет никакой перспективы. А если все это появится? Кампания с наделом земли имеет как раз цель развития региона, при котором негативные факторы для человека будут сводится к минимуму.

Появится работа, появятся средства к существованию, появится и перспектива у человека. А атрибуты цивилизации, имеющиеся, скажем, в Москве, существуют и там, а если нет, то можно и создать, было бы желание.

Сулакшин задает вопрос: «Зачем он (россиянин) туда поедет? Он и не поедет». Неправда. Еще не перевелись в России люди, которые не боятся трудностей и настоящей работы. Человеку нужно для жизни счастье, нужен свой уютный мир, семья, жизнедеятельность. Ну а если ему предоставляют возможность построить такую жизнь? Скажете, работать на земле тяжело? Да, нелегко, – но так на себя же! На свежем воздухе, среди природных красот, подчиняясь только самому себе (конечно, и закону тоже), по-новому благоустраиваться – большое дело! И между прочим проект «Дальневосточный гектар» вызвал большой интерес среди россиян. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, каждый пятый житель страны (чаще в возрасте 18-24 лет) допускает участие в программе и последующий переезд в дальневосточные регионы, а 61 % опрошенных дальневосточников считают, что инициатива повысит уровень жизни в регионе.

Но опять же, все станет возможным только в случае, если государство сумеет гарантировать, что программа «Дальневосточный гектар» будет осуществлена до конца и с целью, которую сейчас предусматривает – развитие региона и повышения жизненного уровня людей. И первое, что сможет показать правдивость и твердость объявленных намерений – инструменты, к которым прибегнет правительство для реализации этой современной многообещающей идеи. Первый Столыпинский банк России – может быть одним из таких гарантов, так как с его помощью как минимум упорядочится процесс передачи земли и можно предотвратить сомнительные операции.

Панарин заметил, что если сидеть только и трястись, если плакаться да заламывать руки и, махнув на себя рукой, признать себя жителями острова Невезения, то тогда уж точно ничего не остается, как превратится в «дикарей», о которых поется в старой песне. Надо браться за дело! И только если активно что-то предпринимать, то можно чего-то добиться. И не надо ничего бояться!

Юрий Андрийчук
Фото Михаил Подобед

301 303

Похожие записи