13 июня в рамках XVI Международного фестиваля «Вселенная звука», который уже стал одним из самых ярких музыкальных событий России, на сцене Рахманиновского зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского с большим успехом представили искусство своей страны Оливия Горра (сопрано), Армандо Пинья (баритон) и Рохелио Риохас (фортепиано). Организатором этого замечательного концерта является президент Фонда Чайковского в Мексике Мария Непомнящая-Соболева.

В программе концерта прозвучали вокальные произведения ярчайших мексиканских композиторов ХХ века – Мануэля Понсе, Тато Начо, Марио Руиса Арменголя, Альваро Каррильо, Агустина Лара, Мануэля Эсперона и др. О. Горра и А.Пинья – ведущие солисты главного национального оперного театра в Мехико «Беяс Артес», участники оперных спектаклей в Америке и в Европе, исполнители мирового классического репертуара.

Признанные вокалисты остаются приверженцами национального искусства, исполняя в концертах произведения композиторов Мексики и стран Центральной Америки. Мексиканская классика сложилась из разных музыкальных традиций: она несет на себе отпечаток креольского фольклора, который сохранил ярко выраженные испанские корни, но также испытал влияние культуры коренных жителей страны – ацтеков и майя.

Выступая дуэтом на сцене Рахманиновского зала Армандо Пинья и Оливия Горра, обладающие ярким драматическим даром, разыграли мини-спектакль о непростых взаимоотношениях мужчины и женщины. С каждой новой песней эти отношения развивались, обострялись, накалялись и, казалось, вот-вот должны были закончиться чем-то трагическим. Но исполненный на бис бессмертный шлягер Консуэло Веласкес «Целуй меня крепче» убедил, что настоящей любви не страшны испытания.

Оливия Горра – одна из ярких мексиканских исполнителей классического репертуара, в марте нынешнего года отметила тридцатилетие своей творческой карьеры. Она родилась в мексиканском штате Веракруз, образование получила в Высшей школе музыки в Мехико, затем в Школе музыки «Манхеттен» в Нью-Йорке. После блестящего дебюта в Нью-Йоркском театре «Метрополитен-опера» в опере Дж. Пуччини «Турандот» международные успехи Оливии стали стремительно развиваться. Она получила первый приз и звание лауреата Международного конкурса «Traviata 2000» в США. Союз музыкальных и театральных критиков назвал её самым выдающимся сопрано в Мексике. Оливия Горра выступала с мировыми оперными звёздами (Пласидо Доминго, Рамоном Варгасом, Фернандо де ля Мора, Андреа Бочелли, Роландо Вильясоном, Алессандро Сафина) под руководством выдающихся дирижёров. В 2014 году она основала в Мехико учебное заведение «Культурный центр Оливии Горра», а затем – национальный вокальный конкурс. По указу Президента Мексики Фелипе Кальдерона Оливия Горра удостоена почетного звания Мирового Посла Культурного Туризма.

С 2012 года Оливия Горра активно сотрудничает с Россией – участвует в фестивалях, проводит мастер-классы, поддерживает молодые таланты в различных городах (Перми, Санкт-Петербурге, Красноярске и др.). «Для меня всегда большая честь выступать в России, великой стране, культура которой питает многие народы мира – рассказывает певица. – Из русских композиторов я больше всего люблю Чайковского и Рахманинова, так много написавших именно для сопрано. Я училась петь на их музыке. И мне очень приятно выступать в этом прекрасном Рахманиновском зале московской консерватории с подачи Фонда Чайковского в Мексике».

Её молодой коллега Армандо Пинья обучался в Академии вокального искусства в Филадельфии (США), с 2010 по 2012 гг. проходил стажировку в Швейцарии в международной студии «Zürich Opera International», где работал с известными артистами и дирижерами, осваивая классический оперный репертуар. В 2014 г. Армандо Пинья одержал победу в Международном конкурсе вокалистов «Concurso Internacional de Canto de Sinaloa» и в 2015 г. на Конкурсе Карло Морелли в Мехико. В том же году Армандо Пинья дебютировал на сцене Национального театра Мексики «Беяс-Артес» в партии Риккардо («Пуритане» Беллини). Успешным было его участие в Зальцбургском фестивале летом 2016 г. – в опере Пуччини «Манон Леско» он выступил вместе с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым под управлением маэстро Марко Армейато – «Deutsche Gramophon» сразу же выпустил запись этой оперы в их исполнении. Во второй раз А. Пинья участвовал в фестивале в Зальцбурге в великолепной концертной версии редко исполняемой оперы Отто Николаи «Тамплиер». В 2016 г. Армандо Пинья стал победителем в номинации «Национальный округ Метрополитен-опера» в столице США и на следующий год вернулся на родину, в театры Мехико, Масатлана, Леона. Основу репертуара А. Пинья составляют партии Эскамильо в «Кармен», Сильвио в «Паяцах», Жермона в «Травиате», Графа ди Луна в «Трубадуре», Томского и Елецкого в «Пиковой даме», Онегина в «Евгении Онегине». В Россию певец приехал впервые.

Вся программа этих замечательных артистов включала помимо классических произведений, также песни, романсы и дуэты мексиканских авторов XIX-XXI вв. Музыка яркая, пронизанная ритмами испанских и латиноамериканских танцев, доступная широкой публике, воспринималась как праздник для слушателя. Исполнение передавало любовь к родной культуре, искреннее желание артистов поделиться эмоциями, доставляя слушателям много радости и ярких впечатлений.

А впечатлений в этот вечер было много. Никто не остался равнодушным к такому прекрасному исполнению солистов. Вот только некоторые из них:

– Концерт был просто солнечный! – рассказывает о своих впечатлениях московский преподаватель музыки Елена Колташова. – Я была раньше в Мексике, и сегодня как будто снова там побывала. Мягкая игривость артистов напомнила, как хорошо там было: яркие краски, круглолицые низкорослые мексиканцы всегда улыбались, и улыбка эта была обезоруживающей своей детской открытостью. Оливия хороша! Она просто живет на сцене, а поет так легко и естественно, как дышит! Я редко слышу такое исполнение.

– Впечатление великолепного праздника! Замечательные оперные артисты. Выступали во всю мощь своего таланта, с большой отдачей, – не менее восторженно говорит музыковед Елена Беляева. – Оперная певица обладает мощным сопрано богатого тембра, с сочным верхним регистром (не колоратурой). Артистичная, притягательная, держится очень естественно. Молодой баритон также отличается блеском и ровностью верхнего регистра. Артист проявляет галантность по отношению к партнерше на сцене. Очень трогательный, чуть-чуть, может быть, старомодный. Но это и дает своеобразие.

– Мне очень понравилась исполнительница. Когда она берет очень высокие ноты, они не режут слух. Они очень мягко укладываются в сознание. А певец какой харизматичный! Когда он вышел на сцену, его улыбка озарила весь зал – восторгается студентка технического вуза Вероника.

– Я сама из Мексики, работаю в Москве. Никак не ожидала, что вдруг окажусь на таком чудесном концерте в России. Такого удовольствия я не получала давно, у меня даже мурашки бежали по коже в некоторые моменты – поделилась своим впечатлениями Индира, сотрудник оздоровительного центра.

Подытожила общее впечатление от концерта директор фестиваля «Вселенная звука» Маргарита Каратыгина, руководитель Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» при МГК им. П.И. Чайковского:

– Нужно отметить, что действительно, как и ожидалось, Мексика прислала великолепные голоса! Это признанные музыканты в мире оперы, выступающие в разных странах с великими дирижерами, с выдающимися партнерами. Имена их известны. Но живой звук является ответом на все вопросы. И когда этих исполнителей видишь и слышишь со сцены, понимаешь, что их слава заслуженная. Это и мастерство, и темперамент, и очень живое отношение к аудитории. Было совершенно ясно, что они понимают людей, которые пришли их слушать. И сразу же, буквально с первых звуков, установился очень тесный контакт между музыкантами и аудиторией. Возникла такая волшебная аура, которая бывает далеко не на всех концертах – когда люди хотят еще и еще слушать, и очень сожалеют, что концерт закончился. Именно такая ситуация была сегодня на концерте. Я надеюсь, что наше сотрудничество с Мексикой будет продолжаться, что к нам будут приезжать мастера такого же уровня. И что, и Оливия Горра, и Армандо Пинья приедут к нам еще не раз. Они уже здесь – желанные гости.

Фестиваль, начавшийся в Москве в мае продлится до конца июня. Москвичи и гости столицы имеют возможность услышать лучших исполнителей классической музыки разных народов планеты.

Фаина Зименкова, Аида Соболева

Фото авторов

Related Post