Шемаха́ — село, расположенное в северо-западной части Нязепетровского района Челябинской области

Село расположено на правом берегу Уфы. Расстояние до Нязепетровска по дороге — 36 км, по воде — 90 км

Село основано в 1714, Шемахинский железоделательный завод — в 1809. Есть данные, что в 1716 на месте Шемахи был основан казённый завод по производству пушечных ядер. До постройки, проходящей в 5 км восточнее села железной дороги город был перевалочным пунктом грузов, сплавляемых через Сорокинскую пристань в Красноуфимск и Уфу; с проведением железной дороги он потерял и это значение.

Сорокинская пристань была поставлена на жилом месте. По легенде, здесь стояло зимовье-кош катайцев, которое возглавлял Шемахулла, чье имя и носит речка, а по ней и село.

Шемахинский угол в особинку в районе, да и вообще во всем горнолесном Южноуралье. Шемаха же стоит, как та избушка на курьих ножках: к лесу задом, лицом к Уфе, светлому заречному простору, сторонке совсем не уральской, а скорее есенинской. Настоящая «страна березового ситца».

Араслановская писаница

Наскальные изображения, археологический памятник. Рисунки обнаружены на скале высотой около 40 м., расположенной на правом берегу реки Уфы, на расстоянии около трёх км.вниз по течению от с. Арасланово, и в 4-х км. к западу от одноимённой железнодорожной станции. Скальное известняковое обнажение, обращённое к югу и юго-западу, находится над крупной осыпью на высоте около 15-18 м. над водой. Рисунки нанесены на высоте 1 – 1,7 м. над осыпью.

Писаница обнаружена в 1968 году В.Т. Петриным, в начале 1990-х годов, изучалась В.Н. Широковым. В пределах восьмиметрового панно выделены 2 группы рисунков: северные (с 6 фигурами) и центральные (с 8 изображениями); найдены также 2 одиночных рисунка.

В северной группе крайнюю позицию слева занимает фигура животного, напоминающего медведя: в центре композиция из Ф-образной антропоморфной фигуры (антропоморфизм — донаучное представление, будто животные, растения и явления неживой природы обладают человеческими свойствами, мыслями, чувствами, волей) и 3-х изображений животных (левая сохранилась плохо и не поддаётся атрибуции, два других – копытные, расположенные головой друг к другу); справа от них — композиция из 2-х антропоморфных фигур, между которыми изображено копытное, напоминающее лошадь, в стиле, известном по металлическим отливкам из археологических памятников 2-ой половины 1-го тысячелетия – первых веков 2-го тысячелетия н.э. В центральной группе выделены 2 композиции. Вверхней видны остатки геометрических фигур и рисунок копытного, обращённого головой вправо, к Ф-образному антропоморфному изображению существа с «раздвоенной» головой и без ног. Под этой композицией нанесены 2 рисунка копытных, обращённых головами влево, антропоморфная фигура между ними, справа и слева – вертикально ориентированные зигзаги. Изображение одного из копытных небольшого размера, выполнено в линейной манере, другое — крупное, нанесено силуэтом. Далее вправо поверх красочного пятна нанесены антропоморфная фигура и остатки сетчатого изображения.

По некоторым данным, еще в 1960-64 годах родственники местной мансийской семьи посещали скалу как священное место. Сведения о почтении мансийским населением в 1-ой половине ХХ века некоторых писаных скал на Тагиле приведены в исследованиях В.Н. Чернецова. Данные, полученные при изучении южноуральских писаниц, связанных с традиционной обрядностью современного угорского населения, могут быть использованы для реконструкции этнической среды южноуральского региона. Петриным при раскопках возле Араслановской писаницы обнаружены остатки жертвенного комплекса (обломки глиняных сосудов, кусочки охры, каменные изделия, в том числе пест, а также кости косули, лошади, птицы и некоторых неопределенных фрагментов). По орнаменту на керамических фрагментах вещевой комплекс отнесен к сылвенской культуре. По обобщенным данным, рисунки датированы поздним железным веком (9 — 7 в.в. до н.э.).

Источник: http://shmh.nzpr.ru/

Related Post