Барак Обама боится идти на уступки: рейтинг демократов в США падает.

Отношения между Москвой и Вашингтоном вновь накаляются: только на этот раз яблоком раздора стали не Крым и не Донбасс, а далекая страна на Ближнем Востоке – Сирия. Гражданская война в Сирии за несколько лет унесла жизни 240 тысяч человек, более миллиона стали беженцами. В этом году к традиционному вооруженному противостоянию войск Башара Асада с прозападной оппозицией прибавилась третья сила – отряды Исламского государства. И вроде бы логика подсказывает, что перед лицом общего врага и силы Асада, и силы оппозиции должны создать единый фронт. Однако слишком сильна вражда между двумя лагерями.

Между тем в Сирии полностью повторяется «афганский сценарий» 1979 года: Москва оказывает военную помощь Асаду и направляет туда 3 тысячи своих десантников, а Запад вместе со странами Персидского залива и Турцией щедро финансирует и тренирует отряды вооруженной оппозиции. Если бы Башар Асад согласился бы уйти, предложив фигуру преемника, то вооруженная оппозиция, возможно, села бы за стол переговоров. «Но с Асадом диалог невозможен», — утверждает оппозиция.

Поэтому сейчас важную роль будут играть посредники: Россия и США. Госсекретарь США Джон Керри на днях заявил, что стремится к возобновлению переговоров в Женеве и на этот раз «готов быть особенно гибким в вопросе отстранения Башара Асада». Вашингтон призвал Россию и Иран выступить посредниками в диалоге с президентом страны Башаром Асадом. При этом США уже официально не требуют немедленного ухода сирийского лидера, а готовы рассмотреть возможность сохранения его у власти на переходный период.

В Вашингтоне услышали призыв Москвы о необходимости совместно бороться с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ), заявил журналистам пресс-секретарь президента США Джош Эрнест. «Точные намерения России в Сирии не ясны, — отметил чиновник. — Но мы по-прежнему заинтересованы в посылаемых Россией сигналах о том, что они хотят конструктивно поддержать международную коалицию с целью ослабить и в конечном итоге уничтожить ИГ. Они говорят, что разделяют эту цель, и мы готовы приветствовать действия, которые бы соответствовали бы этой риторике».

В то же время в Вашингтоне настороженно восприняли информацию о переброске в Сирию российских контрактников и поставкам режиму Асада новейших видов вооружений. «Мы ясно дали понять, что если Россия использует эту боевую мощь для продолжения поддержки Асада, это будет дестабилизирующим и контрпродуктивным шагом», — предупредил представитель Госдепартамента.

Примечательно, что Барак Обама подверг критике решение Владимира Путина  направить в Сирию вооружения и контрактников. По мнению главы Белого дома, «это ошибочное решение». Между тем хозяин Белого дома упорно отказывается – во всяком случае пока не хочет – встречаться с Владимиром Путиным на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке 27 сентября: российский лидер впервые за 10 лет выступит с трибуны Генассамлеи, где изложит позицию Москвы по актуальным международным темам, в том числе – Крыму, Донбассу и Сирии.

Отказ Обамы от встречи с Путиным аналитики в Вашингтоне объясняют тонкостями предвыборных баталий между республиканцами и демократами: выборы президента СШа состоятся осенью 2016 года. Пока Демпартия уступает по рейтингу Республиканской партии именно из-за подозрений в том, что Обама слишком мягок по отношению к России. Ястребы из лагеря республиканцев, в частности, сенатор Джон Маккейн призывают ужесточить санкции по отношению к России и  начать поставки летального оружия Украине. Так что Обама опасается, что его рукопожатие в Нью-Йорке с Путиным, которое попадет в объективы фото- и телекамер всего мира, может быть интерпретировано общественным мнением США как готовность смириться с присоединением Крыма к России. Поэтому хозяин Белого Дома пока никак не ответил на недавний намек Смоленской площади о том, что «Москва готова будет рассмотреть сигнал США о встрече лидеров двух стран в Нью-Йорке, если он поступит».

Но пока такой сигнал не поступил и тревожным моментом является то, что президенты двух стран уже давно не общались даже по телефону. Между тем гуманитарная катастрофа в Сирии продолжается.

Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований, специально для РиА ВЕСТИ

Похожие записи