Навруз, или «персидский Новый год» — национальный праздник тюркских народов, один из древнейших праздников в истории человечества. Отмечается во многих мусульманских странах Западной и Центральной Азии, на Кавказе.

Навруз, или «персидский Новый год»— национальный праздник тюркских народов, один издревнейших праздников вистории человечества. Отмечается вомногих мусульманских странах Западной иЦентральной Азии, наКавказе.

Навруз неявляется религиозным праздником ибольше связан снародной традицией.

Историки определяют его возраст более чем втри тысячи лет, родина этого праздника— Хорасан (историческая область Центральной Азии).

В переводе сфарси Навруз означает «новый день»— наступление Нового года посолнечному летоисчислению, который совпадает свесенним равноденствием илиастрономическим началом весны.

Названия праздника могут различаться вразных странах— Новруз, Науруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Ноуруз идр.

Считается, что происхождение праздника — древнеиранское, связанное скультом Солнца иименем легендарного пророка Заратуштры (варианты написания— Заратустра, Зороастр, Зардушт). В государстве Ахеменидов (VI-IV века дон.э.) иСасанидов (III-VII века н.э.) Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал: «В самые древние, давние времена ипо сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи иАму-Дарьи) собираются вэтот день вХраме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками икушаньями, которых коснулся огонь».

По преданию, вэтот день произошло много легендарных событий: Заратуштра был избран богом, чтобы принести людям счастье; первое живое существо Каюмарс был создан Богом изглины; мифический царь Тахмурас «отправил втемницу злых дивов ибезжалостных людей», а «Гоштосп, царевна Каетун иДжомосп приняли веру Маздаясна», т.е. зороастризм (религия Древней Персии допоявления ислама), ит.д. Зарождение Навруза также связывают смифическим царем Джамшидом, назолотой престол которого вэтот день упали лучи солнца.

Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза,— это священная книга зороастризма «Авеста». Согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать создание богом мира, которое происходило «в шести видах» втечение года (небо, вода, земля, растения, животные ичеловек).

После распространения ислама вИране иСредней Азии Навруз был запрещен, но, несмотря напреследования, широко отмечался внароде, особенно популярны были его обряды, связанные спрактикой земледельцев, например, обряд первой борозды— начало весеннего сева.

В Средние века мусульманское духовенство, несумев искоренить этот народный языческий праздник, внесло внего некоторые исламские компоненты.

В сентябре 2009 года Навруз был включен врепрезентативный Cписок нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а23 февраля 2010 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 21 марта «Международным днем Навруза». Резолюция ГА ООН оМеждународном дне Навруза была принята поинициативе Азербайджана, Албании, Афганистана, бывшей югославской Республики Македонии, Индии, Ирана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении иТурции.

В ряде стран Навруз объявлен государственным праздником, аДень весеннего равноденствия— выходным днем.

В древности время наступления Навруза определялось астрологами. Сейчас их сменили астрономы, которые вычисляют наступление праздника сточностью доминуты. В 2016 году весеннее равноденствие наступит 20 марта в4.31 поВсемирному координированному времени (UTC) или в7.31 помосковскому времени.

Суть праздника — торжественная встреча весны. Примерно задве недели наблюдах высевают пшеницу иличечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров истать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Ближе кпразднику зерно проращивается еще раз— чтобы стать основой дляпраздничного блюда.

Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В «среду радости» (последнюю среду перед Наврузом) наулицах городов исел зажигают костры, илюди должны семь раз перепрыгнуть черезодин костер илипо одному разу черезсемь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой иперепрыгивать черезпроточную воду, чтобы очиститься отпрошлогодних грехов.

Существует поверье, что сприходом Навруза наземлю спускаются добрые ангелы (ферешта). Они дарят людям изобилие иблагоденствие, радость инадежды. Но ангелы, полегенде, обходили дома, вкоторых затаились вражда игде забывали прибраться кновому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: тщательная уборка накануне праздника инеобходимость забыть вражду иссоры. Также накануне праздника нужно получить благословение родителей истарших, раздать илипростить долги.

По народному поверью, вночь перед первым днем праздника все домочадцы должны были находиться дома, впротивном случае им придется скитаться начужбине семь лет; неположено было ходить вгости ипринимать гостей. Вся семья, надев новые праздничные одежды, собирается затрадиционным столом, накоторый ставят новую посуду, зеркало изажигают свечи почислу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они недогорят доконца. Все, что выставляется напраздничный стол так илииначе, связано ссимволикой весеннего возрождения, плодородия, процветания, веселья ирадости. Помимо многочисленных яств нанем обязательно присутствуют семь предметов, названия которых начинаются вперсидском языке набукву «син» («с»): семена руты— сипанд, яблоко— себ, черные косточки— сиахдане, дикая маслина— санджид, уксус— сирке, чеснок— сир ипроросшее зерно— сабзи. Возможен другой набор семи предметов, например, вИране внего входят секке— монета; серке— уксус; сир— чеснок; сумах— специя; саману (у других народов сумалак)— блюдо, дляприготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед— ягода лоха; сабзе— зелень, пророщенные вводе семена льна излаковых, символизирующие оживление природы. В Афганистане втакой набор входят грибы (сомарэк).

Обязательно подают настол большой праздничный хлеб илилепешки, чашу сводой, накоторой должен плавать зеленый лист, чашу срозовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыбу, петуха, молоко, простоквашу, сыр, крашеные яйца.

В Иране напраздничном столе обязательно должен присутствовать сосуд сводой, вкотором плавает живая рыбка, символизирующая счастливую жизнь, полную деятельности идвижения.

В праздник подается традиционный плов, ноглавными блюдами новогоднего стола везде остаются специальные кушанья: гуджа (у некоторых народов халим илихалиса) исумалак (сумаляк, саману), которые готовят лишь раз вгоду, исключительно кновогоднему столу. Гуджа делается изсеми видов злаков сдобавлением мяса, которые разваривают дооднородной массы. Халим (халиса) представляет собой кашу изпшеницы имяса, унекоторых народов сдобавлением гороха иовощей. Сумалак— это халва, которая готовится изпроросшей пшеницы снебольшими добавками муки исахара. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, агуджи илихалима (халисы)— мужчины. Для приготовления сумалака свечера собираются все женщины селения (в городах— соседки подому) ив одном общем котле готовят кушанья, построгой очередности помешивая котел. Приготовленные яства делятся между хозяйками, икаждая несет свою часть домой, ксвоей семье.

Как правило, напраздничный стол стараются подать какможно больше разнообразных блюд, сладостей. Все должны быть сыты идовольны: тогда год будет благополучным иурожайным.

В Навруз непринято давать деньги вдолг, чтобы нелишить дом достатка. В то же время существовал неписаный обычай вдни весеннего праздника одаривать людей Навруз-пайы— праздничной долей. Соседям идрузьям отсылается поднос спраздничными угощениями, который неположено возвращать пустым.

Праздничный ритуал неограничивается застольем. В этот день дети ходят подомам ипоют песни проНавруз, аих одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. Родственники обмениваются визитами, дарят подарки.

В сельской местности после празднования первого дня Навруза обычно начинаются полевые работы. Первую борозду проводит самый уважаемый истарейший член сельской общины. Полагалась наНавруз лучшим образом кормить домашних животных, благим делом была посадка любых деревьев, особенно каштана, инжира ишелковицы. Принято посещать больных иодиноких.

В древние времена Навруз праздновали 13 дней. Эта традиция сохранилась вИране, где из13 дней первые пять посвящены встрече Навруза ипосещению родных идрузей. Девятый день известен какШахрйаран Навруз (шахский Навруз), атринадцатый день какСизда-бедар («Тринадцатое внедома»).

В тринадцатый день наступившего нового года люди покидают свои дома ивыезжают загород, либо собираются впарках, садах, где продолжается праздник. Они проводят этот день внедома, чтобы ненавлечь беды вдом. Такое поверье осталось сдревности исвязано счислом тринадцать.

Во время этих своеобразных пикников едят сладости, шербет— чтобы год был сладким, счастливым.

Наряду страдиционными ритуалами внастоящее время получили признание такие обрядово-праздничные мероприятия Навруза, какфестивали, конкурсы, массовые шествия, спортивные игры ит.д.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Related Post